В Жуковском своим чередом идет авиасалон МАКС-2007. Гостей уже развлекли серией авиашоу, в том числе от «Стрижей» и «Русских витязей», а тем временем VIP-гости начали делать то, за чем приехали. В первый день салона корпорация «Ильюшин Финанс» подписала контракты с Ираном и Кубой: Иран заплатит $200 млн за пять Ту-204, а Куба потратит $150 млн на два Ту-204 и три региональных Ан-148. Сама «Ильюшин Финанс» купит за $100 млн двигатели у украинской компании «Мотор Сич». «Рособоронэкспорт» продал Индонезии три Су-27СКМ и три Су-30МК2 за $300 миллионов долларов – правда, об этом контракте было известно заранее. Европейский концерн EADS выразил желание стать акционером Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). А «МиГ» получит около $70 млн за модернизацию истребителей для Казахстана и Польши. Список сделок, впрочем, можно продолжать – это только самые дорогие или заметные.
Западная пресса уже комментирует МАКС – небольшой, но занятный обзор приводит, в частности, Газета.ру. Тональность материалов The Guardian, Washington Post, Daily Telegraph и агентства Bloomberg варьируется незначительно, а ключевые слова во всех случаях – «холодная война» и «гонка вооружений». Guardian связывает «амбициозные планы возрождения российской военной мощи» не только с авиасалоном, но и с активизацией стратегической авиации РФ. Действительно, еще 17 августа Путин объявил, что Россия возобновляет регулярные дежурства стратегической авиации в отдаленных районах, а также производство стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Минобороны Великобритании с тех пор уже дважды успело пожаловаться, что к зоне воздушного пространства страны прилетал Ту-95.
Между тем, на МАКСе пока ничего неожиданного не произошло. Да, салон в этот раз больше, чем раньше, но каждый отчет о МАКСе начинается со слов «самый большой», и Путин на открытие тоже приезжает уже не в первый раз. Конечно, были произнесены слова о «мировом лидерстве в производстве военной авиатехники» – но все же есть ощущение, что Guardian и прочие переживают скорее по привычке. Шпионские скандалы и общее недовольство растущими амбициями РФ уже заложили в западном сознании устойчивые стереотипы: в любом активном ходе России видится возрождение имперской политики. Русский империализм – концепция вообще удобная, потому что привычная. Однако если отвлечься от стереотипов и попробовать разобраться в реальной ситуации, то поводов для паники, скорее всего, станет меньше.
Прежде всего, это не гонка вооружений, это большой экономический проект. Для России МАКС, по сути, является тестом – способны ли мы, в принципе, отойти от нефтяной экономики. Известно, что самостоятельно от «голландской болезни» избавиться практически нереально, даже сама Голландия этого не смогла, но хотя бы на сколько-то процентов изменить соотношение между нефтянкой и промышленностью – уже неплохо. Наша аэрокосмическая индустрия пока еще далека от лучшей формы; гражданское авиастроение вообще приходится реанимировать, у Роскосмоса, при всех его идеях и проектах («космический клипер» и т.п.), в последние годы падало слишком много спутников. И даже производство военных самолетов в основном (пусть не полностью) держится пока на старых наработках. Власти пытаются это изменить – отсюда создание ОАК и вообще внимание к отрасли, – но процесс только начался.
По одному из шести дней судить о результатах салона рано. Но можно уже предположить, что сенсаций не будет, однако дело начнет налаживаться: Россия по-прежнему имеет шансы занять ту же нишу, что и в советские времена: поставщика для стран третьего мира. Этого не стоит стесняться - в «третий мир» входят, например, Индия с Индонезией и много других государств, у которых велики потребности в высокотехнологичной продукции (лайнерах, истребителях и даже спутниках), но которые все-таки предпочли бы закупать их в не самом дорогом ценовом сегменте рынка. Играет свою роль и то, что Россия – в принципе не Америка и не Европа: с Западом третий мир может конфликтовать (см. Иран или Венесуэла), и зависеть в такой ситуации от западной же техники и поставок запчастей было бы не очень рационально. Впрочем, конкуренция здесь все равно жесткая. В ОАК уже обещали, что подпишут на МАКСе-2007 больше контрактов, чем в Ле Бурже – посмотрим 26-го вечером.
Есть у МАКСа-2007 и пиар-смысл, что по нынешним временам абсолютно ожидаемо. Россия в самом деле активно демонстрирует миру возрождение своей военно-технологической мощи – разговор о планах возрождения стратегической авиации совпал с открытием салона совсем не случайно. Здесь налицо забота об имидже страны, а кроме того, прослеживается связь с проблемой ПРО. Подчеркивая мощь своей боевой авиации, российские власти намекают американцам (а также чехам с поляками), что нас лучше не дразнить, подсовывая нам под нос свои базы с радарами. Реального военного содержания у этой угрозы, конечно, нет, но в партии по поводу ПРО это в расчет не берется.
Строго говоря, экономика и пиар вместе могут дать эффект, внешне неотличимый от гонки вооружений. Но это только иллюзия: без идеологической основы не будет и серьезного конфликта. Если сменится мировая конъюнктура или политика Кремля, соревнование может быть свернуто без особого шума. По-настоящему реальна пока только конкуренция за мировые рынки – и может, поэтому та же Guardian и переживает. Бог с ними, с имперскими бомбардировщиками, но если бы наш МАКС обошел Ле Бурже или салон в Фарнборо по числу сделок, вот это дало бы Британии вполне предметный повод для недовольства.
сайт дизайнера интерьеров