Черемушкинский суд Москвы полностью оправдал Дениса Квасова, экс-главу компании «Медиасервисез». Компания владела известным сайтом allofmp3.com, торговавшим музыкальными файлами через Интернет. Прокуратура обвинила Квасова в нарушении авторских и смежных прав, потребовав посадить его на 3 года и взыскать с него 15 млн рублей. Как потерпевшие по делу проходили западные компании EMI, Universal и Warner. Однако в среду судья постановила, что «факт переработки Квасовым фонограмм» установлен не был – указав при этом, что следствие вообще крайне небрежно подошло к сбору доказательств. EMI, Universal и Warner уже пообещали обжаловать оправдательный приговор в судах высшей инстанции.
Понятно, что баталии за легальную музыку на этом не закончатся. И все же судебное решение тут знаковое – причем прежде всего, пожалуй, в политическом смысле. Борьба с пиратством у нас активизировалась в связи с ВТО, когда выяснилось, что американцев шествие нелегального контента по России напрягает настолько, что они из-за этого готовы не пустить нас в данную организацию. До тех пор у нас к этому так серьезно не относились, но раз надо, пиратов тут же прижучили – была и серия рейдов, и изменение законодательства, и судебные дела, в том числе против Квасова. Allofmp3, собственно, уже закрылся, хотя в Сети появился сайт mp3sparks.com, страшно на него похожий по оформлению и каталогу файлов.
Однако к настоящему моменту вопрос с американцами уже улажен, а вдобавок, с Западом началась новая конфронтация. Особо глубокого содержания у нее нет, но как минимум в медийном поле она идет достаточно активно – а от обвинительного приговора Квасову пиар для нас был бы плохой: в самом деле, победа западных корпораций, поддержанных правительством США, над представителем успешного российского бизнес-проекта, да еще и победа на нашей территории. Это не значит, что суд был необъективным, но отсутствие заинтересованности со стороны исполнительной власти в таких делах – тоже серьезный фактор.
По идее, оправдание Квасова – только частный успех для торговцев контентом: российский рынок все равно ждут перемены. Уже приняты законы, которые упраздняют базис для работы сайтов вроде allofmp3 – коллективное управление правами на интеллектуальную собственность. Раньше можно было заплатить отчисления одному агентству, теперь, по идее, с каждым артистом надо будет заключать отдельный договор. Соответственно, артист сможет полностью контролировать распространение своей музыки, и обнести его положенными выплатами тоже будет нельзя – это будет прямое и очевидное пиратство, которое приведет ко всяким судебным неприятностям.
Но гладко, как водится, на бумаге. Во-первых, пресловутая глава IV Гражданского кодекса вступает в действие только с 1 января 2008 года, а во-вторых, эта реформа подготовлена в том же духе, что и все остальные, начиная с монетизации: бестолково и без проработки нужных механизмов. Например, для продажи даже одного аудиофайла нужно будет заключать целую дюжину договоров. Трудно прогнозировать, сколько займет принятие всех нужных инструкций и подзаконных актов, позволяющих этому бизнесу реально работать, но если сравнивать с недоброй памяти историей о ЕГАИС, ждать можно чего угодно. И не факт, что отрасль прекратит работу на период смутного времени.
Это не значит, что к цивилизованной модели двигаться не надо. Но проблема есть, и она только осложняется тем, что и у «цивилизованной модели» тоже не все ладно. Полностью адекватной системы, позволяющей торговать интеллектуальной собственностью через Интернет, пока просто не существует. На Западе есть только один серьезный онлайн-магазин музыки – iTunes, – и он, по идее, тоже должен изнемогать под грудами либо прямых договоров с артистами, либо исков от правообладателей. Крупные звукозаписывающие компании (те самые, которые судились с Квасовым) не трогают iTunes просто потому, что тот установил очень высокие цены (сопоставимые с ценами за аудиодиски) и, соответственно, платит им огромные отчисления. Этим легальный рынок и исчерпывается, если не считать мелких независимых компаний, продающих записи своих собственных музыкантов, и тоже, кстати, по ценам порядка iTunes-овских. Остальное – пиринговые сети коммунистического толка: все качают друг у друга всё на халяву.
Для информационного общества поиск новых форм существования и распространения искусства (и вообще «контента») в социуме – вопрос принципиальный. Россия, которая, по последним данным, интернетизирована на 17%, пока универсальных ответов предложить не может – зато в своем частном случае, похоже, демонстрирует пример брутальной победы практического здравого смысла и над требованиями юриспруденции, и вообще над благими намерениями. Иными словами, музыку (цифровыми книгами и видео у нас пока не торгуют) продают по тем ценам, по которым ее будут брать, а правообладатели (кстати, это обычно не артисты) получают с этого столько, сколько могут выбить. По крайней мере, такого расклада стоит ожидать в ближайшие годы; что будет дальше, предугадать невозможно – но, впрочем, это можно сказать не только о сетевой торговле музыкой.
сайты дизайнеров