Конгресс США почти вдвое урезал ассигнования на систему ПРО в Восточной Европе. На оборудование объектов ПРО в Польше и Чехии Белый дом запрашивал сумму в $310 млн, однако палата представителей (395 голосами «за» при всего 13-ти «против») сократила выделяемые средства на $139 млн. В итоговом документе специально разъясняется, что это связано с «неопределенностью ситуации вокруг программы». Вдобавок, сам проект был недоработан – в нем не посчитали расходы на жилье для персонала, инфраструктуру и содержание планируемых объектов.
Между тем, Сенат одобрил закон, разрешающий спецслужбам прослушивать переговоры иностранцев, находящихся на территории США. По закону 1978 года внешняя разведка должна была запрашивать санкцию секретного федерального суда, но после 2001 года Джордж Буш разрешил им этого не делать. Распоряжение тоже было закрытым, и когда оно вышло наружу, случился большой скандал. Однако по новому законопроекту спецслужбы смогут начинать прослушку, когда сочтут необходимым, при этом нужно будет только в течение 120 дней описать используемые процедуры слежения все тому же секретному суду. Проверять можно не только телефонные переговоры, но и электронную почту, причем под наблюдение допускается брать даже тех иностранцев, которые не находятся на территории США, но пользуются американскими линиями связи и Интернет-сайтами.
В воскресенье палата представителей также утвердила ассигнования на новую программу «быстрого глобального удара». Программа, на разработку которой в 2008 году выделяется $100 млн, должна будет обеспечить вооруженным силам США возможность нанесения удара с применением неядерных вооружений в любой точке мира в течение часа. Кроме того, в конце прошлой недели в Сенат был внесен законопроект, который предлагает пересмотреть российско-американский договор СНВ-1, ограничивающий количество оперативно развернутых ядерных зарядов. Это должно стать ответом на приостановку Россией договора ДОВСЕ. Авторы инициативы допускают даже полный выход США из СНВ-1. Правда, рассмотреть законопроект президент страны должен только к 1 сентября 2009 года.
После терактов 11 сентября внешнюю политику США, по существу, определяла администрация Буша, при сравнительно небольшом участии и Конгресса, и общества. Однако он уже давно «хромая утка», а главное, в любом случае ясно, что его наивных и негибких рецептов («послать в Ирак еще две бригады!») в современной ситуации уже не хватает. Американцам пора заново обдумать, какая внешняя политика им нужна – и именно этим они сейчас занимаются.
Один из факторов здесь, безусловно – близость выборов. Электоральный цикл в США уже начался, и поскольку Джордж Буш стал настоящим антигероем, открещиваться от него и его политики склонны даже республиканцы, а уж демократы тем более. Соответственно, есть стремление все делать наперекор злодею: если Белый дом хочет воевать в Ираке – не воевать, если хочет ставить ракеты в Польше – не ставить, и так далее.
Однако значение предвыборных игр не стоит преувеличивать. Популизм популизмом, но рациональность все же играет в американской политике большую роль. Здравый смысл не стоит сбрасывать со счетов и сейчас – например, есть ощущение, что проект по Польше во многом заблокирован не из-за хитрых закулисных игр, а именно из-за того, из-за чего заявлено: он не проработан. Так что если товарищи в Пентагоне проведут работу над ошибками, возможно, демократы с республиканцами еще проявят единодушие и выделят им все потребные миллионы.
И все же перемены налицо. Было бы не совсем точно говорить, что крепость Америка переходит к обороне, поскольку эта крепость уже 6 лет в принципе только обороной и занята. На это была направлена даже иракская операция, и уж точно – новая система ПРО. Но постепенно концепция размылась, и отличить превентивные удары от имперского наступления стало очень сложно. Конгресс же, похоже, хочет вернуться к реальной обороне: по сути, все последние решения направлены на то, чтобы обеспечить безопасность самыми прямыми методами – опираясь прежде всего на спецслужбы и военные разработки. Причем ставка делается именно на свои силы: как показывает ситуация с Польшей, даже на союзников особо рассчитывать не стоит, а после закона о прослушивании иностранцев понятно, что от чужих граждан американские власти вообще ничего хорошего не ждут. В такой ситуации понятно и желание отказаться от договора по СНВ – для эффективной обороны нужно держать руки развязанными.
Все это потихоньку складывается в картину нового изоляционизма – впору вспоминать даже «доктрину Монро». Нежелание США лезть в дела остального мира было бы несложно понять – с начала века активное доминирование на планете не принесло американцам толком ничего, кроме головной боли (и похоронок из Ирака). Правда, уход в глухую оборону все равно смахивал бы на признание поражения. Но во-первых, переход к фактическому невмешательству не обязательно должен быть четко провозглашаемым и вообще осознанным, а во-вторых, даже сокращение роли США означало бы окончательный конец однополярного мира и переход к полной многополярности без доминирующих игроков. Такое событие недооценить невозможно.
Впрочем, пока это - только возможность. Всерьез говорить о смене глобальной тенденции на основании пары военно-оборонительных законов было бы легкомысленно. Может, все наоборот, и янки как раз делают маленькое отступление для большого рывка, да и вообще, что у них будет после 2008 года, сейчас так же непонятно, как и то, что будет у нас.
сервисное обслуживание компьютеров