Итак, Михаил Касьянов завязывает с «Другой Россией». Он ушел из коалиции, не пойдет на конференцию (очередное обсуждение судеб России будет 7-8 июля), перестает посещать марши несогласных, а вместо этого займется созданием собственной партии НДС. НДС у Касьянова уже была, но теперь это будет новая организация. Партстроительство сейчас не в моде, но на Касьянова, похоже, повлиял пример Рогозина и компании, которые, несмотря ни на что, собрали свою «Великую Россию» и подали заявку на регистрацию. Что у них выйдет, непонятно, но Касьянов явно решил, что он уж никак не хуже радикал-националистов и что при наших политтехнологиях набрать 50 тысяч партийцев (столько положено по новому закону о партиях) вполне реально.
Истинную причину раскола в оппозиции при этом описывают деликатно, но и не скрывают. По словам Гарри Каспарова, наиболее отчетливо разногласия «проявились при обсуждении ключевого вопроса конференции – процедуры избрания единого оппозиционного кандидата в президенты России». Таким кандидатом Касьянов видел себя, но у Каспарова оказалось другое мнение: он предлагал собрать как можно больше претендентов и выбрать из них одного на осеннем съезде ДР. Именно это Каспаров считал ключом к успеху: «Процедура должна пройти максимально гласно и демократично, чтобы в ней могло принять участие как можно большее число сторонников смены нынешнего политического курса». Однако совместить демократичность выдвижения и массовость участников явно не удалось.
Самый интересный вопрос теперь – что же будет дальше. Условия, в которых находится «Другая Россия», пока никто не изменял: она по-прежнему внесистемная оппозиция, составленная из отъявленных маргиналов. Как эти маргиналы будут выживать – вопрос. По идее, приоритетом №1 теперь должно быть сохранение коалиции, пусть при двух лидерах вместо трех (и при примкнувшем к ним Рыжкове). Для укрепления пошатнувшегося единства подойдет как раз конференция «Другой России» - но в то же время есть опасность цепной реакции, запущенной уходом Касьянова. Если у прочих делегатов взыграют амбиции, к 9-му числу может выясниться, что ДР уже нет, а на руинах стоят только НБП и Каспаров.
Вероятно, самих Лимонова с Каспаровым это не смутит: нацболы и в одиночку долгое время чудесно справлялись с ролью возмутителей общественного спокойствия. Однако для тех, кто видит себя не только в уличных шоу, такой вариант смерти подобен. Если каждый из потенциальных оппозиционеров пойдет на выборы собственной колонной, большинство из них не дойдет даже до подачи заявления в ЦИК.
Возможно, многие этого искренне не понимают. Для нашей политики это обычное дело, недостаток политического влияния у нас всегда искупали дубовой принципиальностью, да и, собственно, появление уже четырех кандидатов в президенты от демоппозиции (Касьянов, Буковский, Гуляев, Геращенко) никакими рациональными соображениями не объяснимо. Но на данный момент атомизация достигла критической точки: и так почти до мышей додробились. Толпа выдвиженцев – это не политика, это перфоманс.
Все это не смешно, а грустно, поскольку оппозиция стране явно необходима. «Другая Россия» с этой ролью не справлялась, а только мешала: сам титул «оппозиция» узурпировал Лимонов и благополучно его скомпрометировал, Кремль с раздражением стал относиться ко всем, чья степень лояльности была ниже грызловских 100%. Даже на давно сговорчивый СПС власти смотрели холодно и, хотя и не преследовали специально, от наездов региональных властей тоже не защищали – с понятными последствиями.
Касьянов не зря заговорил о союзе с СПС и «Яблоком» - и они, и НДС со своим вождем относятся к тому типу политических сил, которые, по крайней мере, в теории способны приносить пользу стране. «Яблока» это касается в меньшей степени, но и оно, несмотря на фундаментализм, не является патологически враждебным государству – в отличие от пламенных радикалов, для которых Путин виноват во всем на свете вплоть до вырубки амазонской сельвы.
Случится ли теперь переломный момент в жизни российской оппозиции, зависит от Кремля как от главного куратора российской политической жизни. В принципе, там могут решить, что никакая оппозиция нам не нужна – СПС пусть барахтается и дальше, смутьянов давить административным ресурсом, а Касьянов вообще изменник и перебежчик. Жаль, если так. Позиции без оппозиции не бывает, такова диалектика. Следуя ей, грех не закрепить отделение зерен от плевел.
обслуживание оргтехники