На этой неделе в России обсуждают сразу несколько реформ, способных затронуть быт большинства отечественных граждан. Прежде всего, с 1 июля РЖД вводит на своих поездах разделение по половому признаку: пассажир, первым берущий билет в купе, должен указать, каким оно будет – мужским, женским или смешанным. Госдума тем временем берется одновременно за курильщиков и за любителей алкоголя. Последним под страхом штрафа в 100-300 рублей запретят пить на улице пиво и любые алкогольные напитки слабее 12% (более сильные запретили уже давно). Закон пока принят в первом чтении. Против курения задуман целый комплекс мер: сократить предельное содержание никотина в сигарете, увеличить надпись о вреде курения на пачке до 30-50% ее размера, запретить курить в самолетах (на рейсах любой дальности) и отвести в ресторанах не менее половины площади для некурящих. За нарушение последнего правила можно будет влететь на 800-1000 МРОТ.
Все меры касаются повседневной жизни страны, но сферы тут затронуты разные, так что в каждом случае есть собственные нюансы. Раздельные купе, например – почти аутентичная затея, в мире аналогичные правила действуют только в Венгрии, Болгарии, Японии с Мексикой и ряде мусульманских стран. С другой стороны, и поезда наши вполне аутентичны, в Европе спальные вагоны такой роли не играют, ездят там больше в сидячих, потому что расстояния совсем не наши.
В идеологическом смысле здесь получается все равно регресс, поскольку цивилизованнее, конечно, когда гендерное разделение не акцентируется в быту. Но РЖД решила быть реалистом, а это всегда похвально: проблема транспортного насилия есть, и ее надо как-то решать. Просто неплохо при этом проявить еще экономический реализм: новая система сулит появление полупустых поездов и множества людей, которые не смогут никуда уехать, потому что не вписались в половую раскладку купе. В компании заверяют, что эксперименты уже поставлены, и модель работоспособна, но если вспомнить, что в отпускной сезон и раньше поездов не хватало, трудно преодолеть скепсис.
Что касается распития пива на улице, то это извечная российская проблема. Но и возражение здесь тоже давно известно: выгода от введения запретов и роста штрафов очевидна только для патрульных милиционеров, для которых человек с бутылкой на улице означает легкие деньги. Какая еще выйдет польза, предсказать затруднительно: скорее всего, позитивный эффект будет, но понятно, что поголовное пьянство не победить, запретив пить пиво на улице. Тем более что улиц, дворов и подворотен много, за всеми не уследишь.
Борьба с курением сейчас – общемировая тенденция, ей поддалась даже Венесуэла, где Чавесу пришлось уволить не в меру ретивого министра здравоохранения. Возглавляет эту борьбу, впрочем, Запад. Решили ее быстро и эффективно – в большинстве случаев этап разделения ресторанов на разные зоны страны ЕС проскочили быстро, и даже Италия, пять лет назад смолившая поголовно, отныне сделалась повсеместно некурящей.
Но в России на это рассчитывать трудно – и из-за нашей безалаберности, и из-за того, что страна смолит в умопомрачительных масштабах: по разным данным, у нас курит 60-70% мужчин, около 30% женщин и около 40% детей и подростков, причем динамика удручающая, число курящих растет. Видимо, поэтому что-то серьезное думцы ввести побоялись – большинство предложенных мер явно половинчатые, за вычетом только разделения для ресторанов, которое и то половинчатое в буквальном смысле. Впрочем, в свое время парламент, к примеру, вообще запретил курить на рабочих местах, но запрет нарушают даже сами думцы, в чем честно признаются.
В целом, от всех этих акций остается двойственное ощущение. С одной стороны, посыл хороший, а местами даже и самоотверженный – борьба с курением в России может выйти депутатам боком (хотя суровую заботу у нас тоже ценят). Но с другой стороны, здесь встает тень Виктор Степаныча Черномырдина с его убийственным «хотели как лучше, получилось как всегда». Многочисленные попытки «сделать как на Западе» с тупой обреченностью выходят боком для тех самых граждан, о которых заботятся – хотя власть все равно этих попыток не оставляет, потому что они дают эффектный пиар.
Надеяться стоит, конечно, на лучшее, но нынешнее большое бытовое наступление похоже на предвыборную саморекламу властей (к которым стоит отнести и РЖД, Якунин не зря числится в преемниках). Причем саморекламу крайне нелогичную: нельзя не удивиться, как это мы, так упоенно воюя с Западом и обличая его в чем только можно, одновременно пытаемся привить у себя некоторые из его самых главных культурных заморочек – прежде всего, борьбу с курением. Такие мы диалектики.
дизайн проект кафе