Разговоры о пресеченном покушении на петербургского губернатора Валентину Матвиенко не прекращаются уже несколько дней, но кто и зачем собирался ее взорвать, пока не ясно. Впервые об инциденте стало известно в прошлую пятницу, 18 мая – тогда СМИ со ссылкой на источники в городском отделении ФСБ сообщили о пяти задержанных. Позже ФСБ официально подтвердила, что предотвратила покушение на Матвиенко. Однако пресс-релиз тоже был довольно скупым, сообщая только технические детали проведенной операции – «задержаны с поличным двое граждан России, жителей Ленинградской области. В ходе проведения обысков у них изъяты две гранаты Ф-1 и более 500 граммов взрывчатого вещества "пластит"». Одна из двух основных статей обвинения – посягательство на жизнь госдеятеля - тянет на срок от 12 до 20 лет тюрьмы, другая – незаконное хранение боеприпасов – от 5 до 8 лет.
О мотивах террористов ничего не говорилось, их фамилии не раскрывались «в интересах следствия». Не стала гадать о причинах покушения и сама г-жа Матвиенко, которая подтвердила данные о готовившемся теракте. Предполагаемая попытка убийства не вызвала у нее особых эмоций: «Я себя чувствую очень спокойно, уверенно – охраны у меня достаточно», - заявила губернатор.
Соответственно, публичной официальной версии сейчас нет. Ряд СМИ ссылаются на источники в правоохранительных органах, которые предпочитают говорить о неких исламских террористах. «Коммерсант» сообщает, что среди подозреваемых (которых, по сведениям издания, все-таки пятеро) есть чеченцы и что взяли их еще на стадии обсуждения акции. Это объясняет довольно несолидный арсенал, с помощью которого, по мнению уже «Газеты», убить губернатора можно было бы, только если акцию выполнял смертник. «Ведомости», со своей стороны, пишут, что «двое задержанных — религиозные экстремисты, граждане России, недавно принявшие ислам».
Это объяснение не очень нравится главе городской чеченской диаспоры Абдулле Даудову, который заявил, что губернатор устраивает питерских кавказцев «и как политик, и как человек, и пользуется большим уважением». Даудов версий выдвигать не стал, однако альтернативы «исламскому следу» были предложены и помимо его участия. В частности, обсуждалась возможность коммерческой разборки – губернатор могла не угодить каким-нибудь городским бизнесменам. Некоторые СМИ, такие как «Газета» и «Новые известия», вообще усомнились в реальности покушения и заподозрили здесь пиар-акцию. «НИ» припомнили собственную прошлогоднюю версию о том, что по проекту «Валентина Великая», который предположительно рассматривался «на очень высоком уровне», Матвиенко вообще прочат в преемники Путина. Есть у газеты и другая версия, по которой губернатор хотела отвлечь внимание финнов от скандала с одной из финских фирм, вытесняемых из бизнеса в Питере.
Таким образом, версий три - на любой вкус. Наименее убедителен «коммерческий след»: в российских бизнес-разборках очень редко трогают чиновников такого уровня. Правда, в 2002 году в Москве убили магаданского губернатора Цветкова, но у дальневосточной политической жизни своя специфика. К тому же убийц Цветкова в итоге поймали, а Матвиенко - человек из путинского окружения, ее смерть расследовали бы еще тщательнее. Кроме того, заказные убийства в России делаются обычно по-другому, информация о них загодя утекает редко, да и о выходе на заказчиков на этот раз не было ни слова.
Две другие версии более логичны, но не безупречны. Мусульманские экстремисты в России по-прежнему не перевелись, достаточно вспомнить недавний инцидент в Москве (тоже не слишком понятный). Однако зачем им сдался именно питерский губернатор, объяснить непросто – разве что действительно сыграло роль то, что они неофиты, которым все равно, кого взрывать. Правда, как раз в Питере политических террористов не водилось со времен партии социалистов-революционеров.
Гипотезу насчет пиара исключать нельзя просто потому, что мнимое нападение – одна из самых старых политтехнологий на свете. Большой подготовки и финансовых затрат оно не требует, а публичный эффект дает впечатляющий и в целом считается очень популярным приемом на постсоветском пространстве (хотя за руку никого не ловили). Но здесь проблемы с мотивом – неясно, зачем это вдруг понадобилось Матвиенко. Словом, пока не появилось новых данных, можно смело выбирать любую версию, сообразно своим политическим убеждениям.
дизайн ресторанов