Во Франции прошли финальные дебаты кандидатов в президенты перед вторым туром выборов, назначенным на это воскресенье. Саркози и Руаяль выступали больше двух с половиной часов, их спор транслировался каналами ТФ-1 и «Франс-2» в прямом эфире. Всего передачу, шедшую в прайм-тайм, посмотрело 25 миллионов французов.
Нападающей стороной на этот раз выступила Руаяль, Саркози же, напротив эмоции сдерживал и говорил спокойно. Фактически они поменялись ролями, видимо, потому что в вину Саркози критики ставили как раз его резкость, а Сеголен Руаяль – недостаток решительности. При обсуждении проблемы детей-инвалидов Сеголен вообще не сдержалась и вспылила, обвинив Саркози в «политической аморальности», что дало ему повод посоветовать ей следить за нервами. Этот срыв, судя по всему, повредил Руаяль: по данным наиболее тиражируемого опроса, проведенного соцслужбой OpinionWay, 53% французов признают победителем дебатов Саркози, и только 32% - Руаяль. Правда, левые уже обвинили OpinionWay в предвзятости, и в любом случае, о триумфе Сарко речи не идет, в лучшем случае он отыграл себе еще несколько процентов – хотя сейчас даже 1% может быть решающим.
Сеголен тем временем сопутствовал успех на другом фронте. Франсуа Байру, собравший в первом туре 7 млн голосов, фактически призвал своих сторонников голосовать за нее. Напрямую он об этом не высказался – чего, впрочем, и не ожидалось: известно, что Байру претендует на роль третьей силы и поэтому ценит и активно демонстрирует свою политическую независимость. Однако в интервью Le Monde в четверг он заявил, что сам не будет голосовать за Саркози ни в коем случае – и поскольку «против всех» во Франции проголосовать нельзя, понятно, к чему он фактически призвал своих избирателей. Кроме того, двумя днями раньше в поддержке Саркози отказал Ле Пен, который в первом туре собрал 11% голосов. Идеологические программы у них схожие (Ле Пен, конечно, гораздо радикальнее), но в итоге лидер Национального фронта объявил, что призывает своих сторонников вообще не ходить на выборы и не поддерживать ни одного из кандидатов.
До сих пор борьба между Руаяль и Саркози сводилась к борьбе образов, которые оба продавали публике. Сего воплощала архетип француженки: пылкую, но добрую гражданку республики, которая борется против несправедливости и за то, чтобы всем было хорошо. Сарко, наоборот, подчеркивал свой реализм и даже где-то цинизм, подавая себя как спасителя нации, попавшей в трудное положение и нуждающейся в твердой руке. Если Сеголен – революция Делакруа в условиях современного политкорректного общества, то Саркози, безусловно, спит и видит себя новым де Голлем. О чем Руаяль не преминула ему с ехидством заметить, когда тот занялся критикой «наследников 1968 года».
Дебаты были для Сарко и Сего последней перед выборами возможностью продать публике эти образы. Но сегодня, похоже, не это главное. Многие из тех, кто предпочел Ле Пена или Байру, выбирали не программы, а конкретных политических персонажей – и соответственно, будут готовы поддержать своих кандидатов и во втором туре. Не напрямую, конечно, но проголосовав так, как те посоветовали (или не проголосовав вообще) – иными словами, рекомендации, сделанные Байру и Ле Пеном, могут дать реальный результат. Хоть и не стопроцентный – часть избирателей все равно сделает выбор, исходя из своих личных предпочтений. Собственно, интрига второго тура во многом и держится на том, какой процент неопределившихся послушается себя (и что тогда решит), а какой – своего изначального кандидата.
Ни Ле Пен, ни Байру не высказались в пользу Сарко, а это означает, что Руаяль получила реальные шансы выиграть. В ее успех до сих пор никто особо не верил – разговоры шли о том, дойдет ли она до второго тура, или вдруг ее оттеснит Байру (а то и Ле Пен). Теперь же расклад получается просто как из учебника по демократии – победить может любой кандидат, прогноз для обоих туманный. Более того, создается впечатление, что во Франции повторится типичный западный сценарий последних лет – общество раскалывается ровно пополам, и кандидат выигрывает с минимальным перевесом (как было в США, Германии, Италии и даже Мексике). Но узнать об этом можно будет не раньше, чем в ночь на понедельник.
дизайны домов