Американцы заявили, что готовы строить с Россией общую систему ПРО. Сказано это было, правда, в весьма обтекаемой форме. Заместитель госсекретаря США Дэниэль Фрид в интервью каналу «Вести 24» объяснял, что его страна не считает хорошей идеей обещание России возобновить производство ракет средней дальности. При этом Фрид заявил: «Мне кажется, что будет не совсем верным для России отвечать на несуществующую угрозу созданием ракетной системы, которая сама по себе будет угрожающей». И разъяснил: «Гораздо лучше будет, если Россия и США станут работать вместе в Совете Россия-НАТО, чтобы в результате создать общую систему ПРО, которая сможет защищать от общих угроз, а эти угрозы столь же серьезны для России, как для США». Такая защита, по словам Фрида, необходима «от Ирана и других стран», которые могут «безответственно разрабатывать баллистические ракеты и ядерные боеголовки к ним».
Надо признать, в этот раз американцы удивили в хорошем смысле (что как-то уже и непривычно). В последнее время российско-американские отношения вызывали сильнейшее ощущение дежа-вю – эскалация шла, как в старые добрые времена борьбы за мир во всем мире. Взаимные обвинения, упреки, что оппонент покушается на международную гегемонию, а главное – военно-политические игры (ПРО), до боли похожие на памятную гонку вооружений. Противоракеты, подсовываемые в Польшу, могли действительно не иметь большого практического смысла, но ползучее движение настораживало: никто не гарантирует, что через год-другой они не превратятся в большой ракетный комплекс. К тому же, помимо Варшавы с Прагой, пошли уже разговоры и об Украине, и о Кавказе – все под самым боком у России. Оставалось только удивляться, почему Путин, со своей стороны, до сих пор не позвонил Фиделю Кастро.
Мысль о сотрудничестве в системе ПРО все же витала в воздухе, но больше в качестве экзотического предположения. Еще 17 марта об этом высказался директор агентства по ПРО Генри Оберинг, давший интервью украинскому журналу «Зеркало недели». В среду состоялся телефонный разговор Путина и Буша – Буш позвонил в Москву и, как сообщалось в официальных отчетах, предложил «подробно обсудить» проект с Россией, провести новые консультации в НАТО и «изучить варианты дальнейшего сотрудничества в области ПРО». Теперь понятно, что последняя фраза была ключевой – но еще вчера это было бы очень смелым предположением: слишком сильные уже кипели страсти. Несмотря на всю деликатность формулировок, выступление Дэниэля Фрида оказалось серьезным прорывом, как минимум на дипломатическом фронте.
Новое предложение США, однако, позволяет поверить, что янки действительно имеют в виду то, что говорят. Американская система ПРО в славянских странах в любом случае смотрится как ориентированная против РФ; зато система ПРО, созданная совместно с Россией, явно имеет целью Иран. Более того, без участия Москвы систему слежения за Ираном вообще странно создавать – и в политическом, и в чисто практическом плане без нас в таком проекте обойтись сложно. Для России он, кстати, тоже полезен – не потому, что Тегеран представляет собой такую уж угрозу (хотя по нам он сможет ударить скорее, чем по США), а просто поскольку, как напомнил тот же инцидент с английскими моряками, от иранских властей можно ждать чего угодно, так что лучше подстраховаться. Совместная работа с американцами, конечно, не улучшит отношение Ирана к России – а мы ведь довольно долго изображали дружбу, и только в последнее время все как-то посыпалось.
С Вашингтоном мы, наоборот, изображали вражду, которая может закончиться вполне благополучно. Впрочем, бросать в воздух чепчики рано. Все сотрудничество по ПРО пока сводится к одному телефонному разговору двух президентов и одному интервью зама Кондолизы Райс. До реально функционирующей программы еще далеко, тем более что предстоит впрягать в одну упряжку Пентагон и российское Минобороны, и к тому же преодолевать сопротивление общественного мнения – а это не будет легко ни в США, ни в России. Возможно, все так и заглохнет, не начавшись, а под дымовой завесой пиара система ПРО будет потихоньку продвигаться в Польшу, потом на Украину, в Азербайджан, далее везде. Но все же пока есть основания для сдержанного оптимизма: в официальную риторику наконец-то вернулась мысль, что Москве и Вашингтону не обязательно толкать друг друга под локоть, можно и сотрудничать. А это уже дорогого стоит.
дизайны ванной