В российском парламенте давно не виданный демарш: целая фракция демонстративно покинула заседание Думы. Фракция эта, как несложно догадаться, ЛДПР, а поводом для такой реакции стали прошедшие региональные выборы – которые, по мнению Жириновского, изобиловали фальсификациями. Свои подозрения Жириновский изложил красочно, как в свои лучшие годы: «Мы получили около 20%. 10 наших процентов отдали так называемой "Справедливой России", которая теперь никакая не справедливая, а "ложная" и "лживая Россия"». Досталось и коммунистам, которым, по его мнению, приписали голоса в Орловской и Омской областях. «Все протоколы переписывались ночью», - разъяснил Жириновский журналистам, уже выйдя из зала заседаний. Правда, к концу рабочего дня ЛДПР-овцы потихоньку потянулись назад, и, похоже, развивать свою акцию протеста партия не намерена.
Выборами, однако, недовольны и другие их участники. В частности, коммунисты, хоть и выразили удовлетворение своим итоговым вторым местом, пожаловались на подсчет голосов в Дагестане: там, по их данным, партия собрала 25-30%, но засчитали ей гораздо меньше. «Хунзаский район: явка 99% и 100% голосование на 48 участках за одну партию», - удивлялся один из партийцев, а другой вообще резюмировал: «Есть все основания поставить итоги выборов в Дагестане под сомнение. Легитимность власти идет к нулю. Дагестан идет по пути Чечни». В итоге в КПРФ не исключили, что потребуют пересчета голосов в республике.
Но и этого мало. Самые серьезные претензии есть у СПС, что и не удивительно, учитывая, как странно срезались ее показатели сразу в двух регионах: в Подмосковье и в Орловской области партия получила 6,98% голосов при барьере в 7 процентов. В отличие от прочих игроков, у правых нашлись конкретные доказательства того, что здесь не обошлось без передергивания. Как разъяснил Никита Белых, у партии есть копии официальных протоколов с подмосковных избирательных участков, и цифры, приведенные в этих бумагах, отличаются от тех, что проставлены в сводной таблице избиркома и ГАС «Выборы». Иными словами, если обвинения подтвердятся, значит, на областном и федеральном уровне часть голосов, отданных за СПС, просто обнулялась.
Это уже преступление, и изначально СПС говорили о том, что в связи с этим обращаются в прокуратуру. На последней своей пресс-конференции Никита Белых, правда, эту тему обошел стороной, сосредоточившись только на более банальных и расплывчатых претензиях, которые случаются после любых российских выборов. По-видимому, СПС не хочет лезть на рожон и предлагает властям размен – партию пропускают в областные парламенты, а она в ответ не будет раздувать скандал, который был бы неизбежен, если бы жалоба попала-таки в прокуратуру: ей было бы сложнее отвертеться от заведения уголовного дела. Правые поступили вполне разумно – хотя бы если вспомнить опыт «Яблока», которое увлеклось силовой борьбой с властями и в итоге докатилось до полной электоральной ничтожности. Но дело тут не только в тактическом расчете: СПС вообще никогда не враждовал с Кремлем и сейчас тоже стремится решить конфликт полюбовно.
Здесь, собственно, и заключена главная странность нынешних выборов. Нелояльных партий, по-хорошему, сейчас нет в принципе – даже коммунистов, при всех их претензиях на независимость, Жириновский не на пустом месте обличил в лояльности Кремлю (а он в ходе своей речи и это успел сделать). О самой ЛДПР вообще умолчим. Строго говоря, для исполнительной власти расклад голосов внутри «большой пятерки» вообще не принципиален, поскольку ни одна из партий не может, да и не хочет создавать серьезных помех. Если вспомнить склочные 90-е, когда Дума блокировала и срывала работу правительства и сладострастно предавалась импичменту, трудно не отнестись к этому как к прогрессу – но в таком случае тем более непонятно, зачем так сильно давить на и без того замиренные партии.
Результат выборов, по сути, жестко подгоняется под предварительные прогнозы, по которым ЕдРо обязательно должна доминировать, СпР идти за ней, ЛДПР и КПРФ – болтаться где-то в хвосте, а СПС вообще положен успех на грани с провалом. Возможно, конечно, это особенности региональных выборов – региональные власти еще в период предвыборной подготовки показали, что готовы зачищать всех, кроме «Единой России», просто из чистой любви к холуйству. Стоит учитывать и прагматический аспект: локальные выборы во многом определяют баланс сил между основными группами элит в регионах – конечно, тут будет искус подтолкнуть в нужную сторону народное волеизъявление.
Но в любом случае, для Кремля это должно быть неприемлемо – поскольку обессмысливает всю проведенную им работу. В самом деле, тут надо выбирать: или лояльные партии, или административный ресурс. Первый вариант автоматически предполагает честную конкуренцию между прошедшими отсев игроками – если же и среди них побеждает не тот, кто в заданных рамках лучше работал с избирателями, а тот, кто контролирует избиркомы и милицию, схема теряет всякую функциональность. В таком случае проще было бы сыграть в американцев и сразу оставить только две партии, которые бы между собой и соревновались, а остальных просто зачистить, чтобы не вводить избирателей во искушение – тем более что, как показали нынешние выборы, убрать с дистанции ненужных игроков по-прежнему несложно. Вряд ли Кремль в действительности этого хочет, но раз так, ему стоит более доходчиво объяснить товарищам на местах, что правила есть правила, и пора уже учиться их соблюдать.
интерьер бильярдных