Дмитрий Медведев провел собственную онлайн-конференцию в Рунете. До него из российских топ-политиков такое делал только Владимир Путин, опыт которого был на этот раз учтен. Путина ошалевшее от восторга интернет-сообщество завалило вопросами про Ктулху, огромных боевых человекоподобных роботов и чурок, которые забижают русского человека (куда же без этого). У Медведева вопросы официально можно было задавать только по его непосредственной сфере деятельности – нацпроектам, – к тому же над фильтрацией трудились живые модераторы. В результате флэш-мобовый вопрос пропустили только один, от «лорда Медведа из Бобруйска» – товарищ интересовался, не включат ли в школьную программу курс «олбанского» языка (нацпроект «Образование»). Но и то, кажется, было сделано нарочно – во-первых, надо же соответствовать ожиданиям аудитории, а, во-вторых, приколоться над собой Медведев и не дал, поскольку вопрос в тупик его не поставил.
В основном, как и предполагалось, вопросы вице-премьеру задавали серьезные – этому поспобствовала сама тема. Нацпроекты по сути своей оказались реинкарнацией государственного патернализма: иными словами, их реальная цель – утолять традиционную для российского менталитета потребность граждан напрямую просить у государства денег и других подарков. Граждане и просили, а Медведев, соответственно, большую часть времени потратил, убеждая, что государство даст и поможет, и разъясняя, как и в чем. Ответы часто были тоже давно знакомые – например, про ипотеку, которую увязали с инфляцией. Но и это вполне оправданно: общая концепция социальной политики у власти и должна быть сформирована заранее, поскольку без нее работать никакая власть в принципе не может. Путин еще мог бы воспользовался конференцией, чтобы вбросить какие-то радикально новые идеи, но похоже, право возмущать спокойствие пока остается его прерогативой.
Радует здесь то, что Медведев старается искать баланс между необходимостью давать публике то, что она ждет, и здравым смыслом. Более того, в сущности, Медведев осторожно, но настойчиво защищал внятное государственное мышление – вещь, которой в последнее время нашей политике несколько не хватает. Лучше всего это было видно по главной теме – жилью, вопросов о котором было в избытке, что абсолютно естественно: если граждане страны не имеют никакой возможности обзавестись собственным домом (пусть даже в советском понимании слова), это не нормальное положение дел.
Проще всего здесь было бы врать: тактика обещания золотых гор только за последние полтора десятилетия была отточена до блеска абсолютно всеми политическими силами, действовавшими в стране (за исключением правительства Гайдара), а уж про советские времена не стоит и заикаться. От Медведева буквально жаждали услышать что-то подобное: один вопрос был про то, будет ли создаваться госкомпания для строительства дешевого жилья по фиксированным ценам, другой – про то, будут ли запрещать перепродажу купленных квартир. Оба вопроса собрали приличное количество голосов в свою поддержку, доказав и без того известный факт, что об экономике наши граждане по-прежнему мыслят в советских категориях: в данном случае, Госплана, распределения и борьбы со спекулянтами. Однако Медведев ожиданиям аудитории подыгрывать не стал и не поддержал никаких из этих предложений, заявив, что поможет нам только развитие нормального рынка (в данном случае, строительного). С либеральной точки зрения это очевидная вещь, но с либеральной точкой зрения в стране сейчас проблемы, так что услышать такой ответ было, конечно, отрадно.
В общем и целом премиум-электорату, то бишь среднему классу, Медведев себя показал удачно, хотя и несколько вяловато. Очарован этот сегмент, конечно, не будет, это в принципе не та публика, чтобы таять и млеть от политиков, но если кто ей и понравится, то, скорее всего, именно представленный вице-премьером тип либерала и технократа, которого и интернет не смущает – пусть объяснение про «олбанский» и звучало несколько заученно, в целом чувствовалось, что сеть Медведев понимает и ее не боится. Для российского чиновника это по-прежнему необычно, зато сетевой аудитории не могло не понравиться.
И тем не менее, главный вопрос сейчас связан не с содержанием веб-конференции и даже не с имиджем Медведева – а с тем, будет ли теперь конференция Иванова. До сих пор между ними поддерживалась строгая симметрия: всякий раз, как один вырывался вперед (как Медведев сейчас), другой вскоре его догонял. По всем законам так должно произойти и в этот раз – но пока интрига сохраняется. К тому же любопытно, в какой форме будет реализована симметрия (если будет): пойдет ли Иванов к той же аудитории тем же путем, через сеть, или предложит что-то свое – например, даст пресс-конференцию для военных и силовиков, или что-то в этом роде. Такой вариант сложнее реализовать, но никто не запрещает вложить в операцию немного креативности. Впрочем, креативнее всего будет, если пресс-конференцию даст еще и Нарышкин – хотя это смешает весь расклад и нарушит тонкую симметрию в стане кандидатов в преемники.
лепнина полиуретан