В понедельник в Лондоне должна пройти встреча «шестерки» переговорщиков по иранской ядерной проблеме – пяти членов Совета безопасности ООН плюс Германии. Это связано с докладом гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи по «иранскому досье», представленным в четверг СБ и Совету директоров МАГАТЭ. Доклад подтверждает, что Тегеран проигнорировал ультиматум, поставленный ровно год назад Совбезом ООН в резолюции 1737, и продолжает работы по обогащению урана. В частности, страна по-прежнему ведет строительство реактора на тяжелой воде, а подземный комплекс в Натанзе только расширяется – там вводятся в строй новые каскады центрифуг для обогащения урана. Правда, как отмечают авторы доклада, иранские власти показали готовность к сотрудничеству, допустив инспекторов МАГАТЭ на все свои объекты. В результате эксперты агентства смогли убедиться, что пока уровень иранских ядерных разработок не позволяет создать ядерную бомбу, а изотопа урана у страны вообще только 66 килограммов.
Доклад в целом выдержан в очень мягком тоне, но факт остается фактом – резолюцию ООН Иран не выполнил и ядерной программы не свернул. Теперь остальному миру – прежде всего странам из «шестерки» переговорщиков – придется решать, как они будут поступать в этой ситуации. Наибольший энтузиазм здесь проявляют, естественно, американцы, которые вообще не исключают и самых радикальных вариантов решения проблемы – всю последнюю неделю ходят упорные слухи о том, что США полностью готовы к воздушной атаке на Иран. Сначала об этом сообщало BBC, потом американский вице-президент Дик Чейни подтвердил, что Белый дом не исключает любых вариантов воздействия на Тегеран, в том числе и военного – поскольку «было бы серьезной ошибкой позволить такой нации, как Иран, стать ядерной державой». Наконец, известный журналист Сеймур Херш опубликовал в New Yorker’е статью, в которой утверждал, что, по данным его собственного расследования, Пентагон еще несколько месяцев назад создал группу, разрабатывавшую план удара по Ирану. По словам Херша, на данный момент США способны начать военную операцию в течение 24 часов с того момента, как президент отдаст соответствующий приказ.
Прозрачными намеками в духе Чейни заговорил и Израиль. Британская газета The Daily Telegraph сообщила, что Тель-Авив ведет переговоры с США о том, чтобы американцы предоставили израильским самолетам воздушный коридор в случае, если израильтяне проведут свою атаку на Иран. Это не значит, что решение о бомбежке уже принято, но, как сообщил газете высокопоставленный источник в израильском Минобороны, страна «готовится к любому развитию событий». При этом, правда, официальные лица и Израиля, и США упорно отрицают возможность вооруженного конфликта и настаивают на том, что их страны намерены пользоваться только дипломатическими методами.
Больше, чем обтекаемые заявления пресс-атташе и министерских замов, в нереальности атаки на Иран убеждает поведение самих сотрудников Пентагона. По данным The Sunday Times, которая ссылается на британскую разведку, четверо или пятеро американских генералов и адмиралов готовы подать в отставку, если война все-таки начнется. Для США это было бы практически беспрецедентным шагом, но военные разъясняют, что не имеют возможности «взяться за Иран каким-либо разумным способом». Более того, подобному шагу не светит и международная поддержка: сдержанность доклада МАГАТЭ здесь уже довольно показательна, что касается России с Китаем, то их позиция хорошо известна, и даже в Старой Европе болезненная реакция общественности на милитаризм США постепенно возобладала над готовностью элиты к сотрудничеству. Блэр выводит войска из Ирака, а в Италии лояльность к американцам вообще обрушила (пусть временно) тамошнее правительство.
Лобовой атакой иранскую проблему в самом деле не решить, даже если действовать по сербскому варианту, без наземной операции. В данный момент реально имеет смысл делать ставку только на осаду, т.е. на затяжное геополитическое противостояние с постоянным давлением по всем правилам холодной войны. В такой же ситуации определяющую роль начинает играть поведение Европы – без нее, в одиночку, американцы не потянут такую осаду при всем желании. Европейские страны, возможно, не так много представляют из себя в военном смысле, но боеспособность бундесвера или французской армии сейчас не так важна – важнее, что Германия и Франция по-прежнему остаются ведущими игроками мировой политики.
Соответственно, сейчас задачей номер один для США становится даже не пробивание через Совбез новых санкций для Ирана, а именно восстановление былого альянса с главными странами Евросоюза. Не факт, что это вообще возможно – роману в годы холодной войны во многом поспособствовал план Маршалла, сейчас же Европа в такой поддержке не нуждается и в целом явно осознает себя куда более самостоятельной. Хуже того, Джордж Буш не смотрится человеком, реально способным улучшить тот образ Америки, который именно его стараниями сложился у большинства жителей Старого Света. Однако до тех пор, пока это не будет сделано, подступать к решению иранской ядерной проблемы вполне бессмысленно, если только со всем техасским идиотизмом не уповать на то, что Иран - региональную сверхдержаву - можно разбомбить за денек-другой без всяких последствий для международного баланса.
декоративная лепнина