В Сочи прибыла комиссия МОК, которая в течение пяти дней будет изучать город, оценивая его готовность принять зимнюю Олимпиаду-2014. Комиссия уже приступила к работе – в первый день ее члены заперлись в зале отеля, чтобы изучить рабочую документацию, и попросили организаторов «их не беспокоить и к ним по возможности не заходить». Особой информации о работе комиссии, таким образом, пока нет – и, скорее всего, до июльской решающей сессии МОК не будет. Но СМИ, особенно федеральные телеканалы, все равно трудятся, освещая визит со всех возможных точек зрения – т.е. главным образом описывая 80 развлекательных мероприятий, которые подготовлены городскими властями и оргкомитетом, чтобы убедить делегатов в превосходстве Сочи над Зальцбургом и Пхенчханом. Благодаря этому усердию большинство граждан России работают сейчас как сами себе оценочные комиссии, прикидывая, что там с Олимпиадой и нужна ли она нам вообще. Подумать над этим и в самом деле стоит.
Плюсов здесь называют два: материальный и идеологический. Первый состоит не столько в доходах непосредственно от Олимпиады: это не такие большие деньги по сравнению с общей суммой затрат на подготовку к играм и их проведение. Продажа билетов, прав на телетрансляцию и доходы от спонсоров составляют сумму в $1-2 млрд, и расходы – на техническое обеспечение соревнований, аккредитацию гостей и тому подобные вещи – обычно находятся на том же уровне. На последних играх в Афинах местный Олимпийский комитет потратил 1,9 млрд евро, а заработал 2,09 млрд, т.е. получил прибыль в 130 млн евро, о чем с гордостью и сообщил. Однако это деньги только оргкомитета, а всего подготовка страны к играм – строительство нужных объектов, обеспечение безопасности и т.д. – стоили $11 млрд. Деньги дало правительство Греции, но в результате страна вышла за пределы допустимого в ЕС бюджетного дефицита (он составил 4% от ВВП), а рост ВВП замедлился вдвое.
На Олимпиаду в Сочи российское правительство по специальной целевой программе выделяет 313 млрд рублей. Деньги пойдут, в частности, на строительство самих олимпийских объектов, гостиниц на 25 тысяч номеров, развитие телекоммуникаций (только на это заложено 15 млрд рублей). Кроме того, минимум $2 млрд потратят на энергетику (что вполне оправдано, учитывая недавний блэкаут в регионе). При этом организаторы обещают, что все вложения окупятся еще до 2014 года – за счет притока туристов. Сейчас в Сочи, по данным оргкомитета, приезжает 2 млн человек в год, из них только 10% зимой. В оргкомитете предполагают улучшить пропорцию и увеличить общий приток туристов до 6 млн.
Идеологическая выгода от мероприятия, в общем, тоже понятна – тут вопрос национальной гордости. На иностранцев, правда, выбор Сочи вряд ли произведет такой же головокружительный эффект, как на саму Россию: Олимпиады – один из триумфов глобализма, их где только не проводят; Сочи, как ни крути, не экзотичнее Лиллехаммера или Нагано. Но даже это в данном случае не так важно. Проведя Игры, Россия бы смогла преодолеть свой психологический комплекс, связанный с нашей способностью адекватно организовывать жизнь на бытовом уровне. Несмотря на все наши имперские (и энергетическо-сверхдержавные) достижения, с этим у нас были проблемы во все времена, начиная c Рюриковичей, есть они и сейчас. Тем не менее, если бы нам удалось еще раз (после Олимпиады-80) устроить одно из самых грандиозных развлечений планеты, поверить в свою житейскую состоятельность было бы гораздо проще.
Главная проблема в данной ситуации – насколько организаторы смогут реализовать все то, что наобещали. И, более того, захотят ли они это реализовывать. Московская заявка на игры 2012 года провалилась во многом именно потому, что организаторы так и не смогли предоставить МОК четкий и внятный план подготовки города к играм – подробно расписывать, на что будет потрачен бюджет, никто почему-то не захотел. Риск есть и сейчас – поскольку слишком уж много Олимпиада дает прямых и косвенных возможностей заработать, и не обязательно за счет улучшения уровня подготовки к играм и развития региональной инфраструктуры. Точнее, инфраструктура наверняка будет развиваться, но только не факт, что сбалансированно – например, зеленые считают, что такого наплыва туристов не выдержит Сочинский национальный парк, внесенный в список мирового природного наследия ЮНЕСКО. Власти уже заявили, что обо всем договорились с экологами, но как выяснилось, речь идет только о создании комиссий, которые будут обсуждать экологическую сторону подготовки к Играм.
Этим проблемы не исчерпываются. Например, в январе имел место весьма сомнительный сюжет с местным курортом Красная Поляна, где расположена единственная на данный момент горнолыжная трасса Сочи. Компания, управляющая трассой, даже жаловалась на «рейдерство» со стороны местных властей, и хотя эти обвинения еще надо подтвердить, в целом рейдерские войны и борьба за землю могут стать вполне реальной перспективой. Цена за сотку земли в некоторых районах Сочи уже доходит до $50 тысяч, а благодаря Олимпиаде и эти суммы могут оказаться смешными. При таких ценах строить могут безо всякой оглядки на инфраструктуру, местных жителей и глупости вроде экологии – только чтобы по максимуму забить район элитными домами и элитными же комплексами отдыха.
Жители Москвы уже прекрасно знают, что такой вариант способен превратить город в практически непригодное для проживания место, увидеть то же самое в Сочи не хотелось бы. Есть большие сомнения, кстати, что такой курорт будет в дальнейшем привлекать достаточно туристов, чтобы окупились построенные спортивные сооружения – у Барселоны, например, они до сих пор висят на шее без особой пользы для города. Более того, о нормальном проведении Игр в такой ситуации тоже говорить будет сложно – для них одной застройки премиум-класса не хватит, нужны и дешевые отели, и небольшие магазинчики, и много еще тех мелких радостей, которые и составляют счастье отдыхающего среднего класса. Именно из него состоит основная масса посетителей на Олимпийских играх. И по-хорошему, как раз от того, способна ли Россия реально позаботиться о его, среднего класса, потребностях, в действительности и зависит, потянем ли мы Олимпиаду и стоит ли за нее браться.
лепная мастерская