В преддверии генеральной выборной репетиции 11 марта глава ЦИК Александр Вешняков дал пресс-конференцию. Причем промежуточными итогами гонки – всего участвует 15 партий, «Справедливая Россия» обошла «Единую» по избирательному фонду и так далее, – он не ограничился. Вешняков весьма жестко раскритиковал нюансы региональных выборных законов, затрудняющие партиям принять участие в выборах и позволяющие при желании без особых проблем снимать партсписки целиком. В связи с этим он высказался в пользу «радикального предложения» - в принципе отменить нормы, требующие от партий вносить залоги и собирать подписи для участия в выборах. Нормы эти, по мнению главы ЦИКа, устарели – как он пояснил, «теперь к партиям предъявляются другие уже совсем требования. Для того, чтобы стать партией, надо иметь не 10 тысяч членов, как это было раньше, а 50 тысяч. Что еще тщательно проверяется». Правда, особых иллюзий насчет того, что закон будет принят в ходе этого предвыборного цикла, Вешняков не питает.
Мысль у Вешнякова здесь абсолютно правильная. Причем не только из-за ситуации на конкретных выборах – где количество снятых списков превысило все разумные пределы; тем же правым отказали аж в пяти регионах. То, что вольница 90-х сменилась ужесточением правил, само по себе еще не плохо. Некий уровень отбраковки необходим в любом случае, чтобы не пропускать в серьезную политику экстремистов, которых в современной России полно – ладно бы еще шуты-лимоновцы, но есть ведь и ДПНИ и им подобные. При этом бессмысленно отрицать, что система создана таким образом, чтобы отфильтровывать заведомо неугодные Кремлю партии – но если глядеть на вещи реалистично, это далеко не самый худший итог. Снизу партийной системы так и не сложилось, и теперь единственный в России европеец растит ее сверху – уж как умеет, подстраивая под себя по мере потребности. Плохо? Наверное. Но в конечном итоге в стране уже стабилизировался пул вполне функциональных партий – и это, между прочим, успех, сколько бы по этому поводу ни морщилась наша требовательная идеалистическая общественность.
Успех этот, однако, может обессмыслиться, и виновата будет не «Единая Россия», на которую все грешат по поводу и без повода. Проблема как раз в системе контроля за партиями и выборами – в том, о чем говорил Вешняков. Как показала нынешняя «генеральная репетиция», механизмов обеспечения лояльности оказалось слишком много, и работают они эффективнее, чем надо Кремлю – причем безо всякого его, Кремля, участия.
Контроль за выборами, разработанный ради Государственной Думы, на местах перешел в руки региональных лидеров – многие из которых пользуются им со всей грацией щедринских воевод. Об общегосударственных задачах (строительство нормальной партсистемы) они не думают, а свои, локальные проблемы решают уж слишком простодушно. Своя логика у них тоже есть: местные выборы важны не столько для общеполитических раскладов по стране, сколько для конкретных региональных обстоятельств – даже коммунисты, борцы с кровососами трудового народа, включают в свои списки далеких от любой идеологии бизнесменов, которым надо идти во власть, чтобы решать вопросы. В результате все сводится к борьбе локальных групп влияния – а до каких форм может доходить эта борьба, особенно хорошо показала дагестанская битва за СПС, когда от одного из кандидатов осталась только сожженная в лесу машина. Это, конечно, экстремальный вариант, но даже когда разборки остаются формально в рамках закона, картина получается неприглядная.
Избирательное законодательство в такой ситуации начинает жить новой жизнью. Подписи, залоги и пр. изощренные нюансы предоставляют местным властям бездну возможностей для того, чтобы протаскивать нужных человечков, заодно наказывая оппозицию и таким образом ублажая Кремль. Так им, местным властям, по крайней мере, кажется. Преодолеть это сложно, но можно: ситуацию должны поменьше регулировать чиновники, и побольше - законы. Непонятно, почему власть не спешит принять «радикальное предложение», поддержанное Вешняковым, и одним махом упразднить все многоступенчатые препятствия. Политический риск все равно минимален – КПРФ, СПС и "Яблоко", сдувшиеся, как праздничный шарик, никому не соперники. Зато почвы для разговоров о том, какая в России плохая и управляемая демократия, будет гораздо меньше.
дизайн ванн