Московское градоначальство решило повоевать с наркоторговцами. Точнее, развоевался лично градоначальник, выступавший на расширенном заседании коллегии столичного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Досталось, прежде всего, развлекательным клубам, которые, по мнению мэра, поддерживают наркоторговлю на своей территории. «Мы знаем, – заявил Лужков, – что администраторы таких клубов способствуют распространению наркотиков, за что им "отстегивают", и я говорю: такие клубы закрывайте. Я беру на себя всю ответственность. Здесь должно быть действие, а не философия». В этом начинании его тут же пообещал поддержать глава столичного Управления по контролю за оборотом наркотиков Виктор Хворостян, по словам которого, «отдельные руководители досуговых мест ежедневно получают десятки тысяч рублей за то, что закрывают глаза на наркоторговлю». В связи с этим Хворостян посулил рейд по «досуговым местам» с возможным задержанием их руководителей.
Нынешней ситуацией с наркоманией в Москве мэр вообще был страшно недоволен. По его данным, сейчас в городе 200 тысяч наркозависимых («ошеломляющая цифра»), причем самое ужасное, что поделать ничего нельзя: раскрываемость и так на уровне 50%, а к тому же часть подозреваемых уходит от ответственности во время следствия и судебных заседаний. Между тем, по мнению Лужкова, тут требуются отчаянные меры: «Если одну категорию - наркопотребителей надо больше лечить, а не наказывать, то вторую категорию [наркоторговцев] нужно просто уничтожать». Здесь мэр предложил позаимствовать опыт Сингапура, где торговцев наркотиками действительно казнят и где наркомании практически нет (это единственная такая страна в мире).
Неожиданная активность Лужкова вкупе с воззванием к сингапурскому опыту – весьма жестокому, надо отметить – рождают просто апокалипсические образы. В выступлении мэра слышна готовность чуть ли не лично рубить наркоторговцам головы на колоде, как Петр I рубил стрельцам. Сомнения, конечно, остаются – на планете нет страны, более непохожей на огромную нефтяную Россию, чем сверхкомпактный и ультрасовременный Сингапур, так что будет ли толк? – но мэрская решимость вполне очевидна. Что из нее получится, впрочем, тоже понятно.
Любой человек, мало-мальски знакомый с системой функционирования московских клубных (и далеко не только клубных) заведений, знает наперед, к чему приведет очередная мэрская активность. Десятки тысяч рублей, ежедневно получаемые администраторами «досуговых мест» за свою снисходительность, из их карманов переместятся в карманы контролеров: все же остальное останется на месте. Наркозависимых не станет меньше, наркоторговцев - тоже. И с действием, и с философией все будет в полном порядке. Разве что цены на криминальный товар повысятся из-за дополнительных издержек - тех самых обещанных рейдов.
Трудно представить, что сам Юрий Михайлович этого не понимает. Откуда ж такая страстность? Быть может, дело в том, что за последние дни это не первый информационный повод, связанный с московским градоначальником. Не далее как 17 января Виктор Батурин объявил, что подает в суд на свою родную сестру Елену – жену столичного мэра. Г-н Батурин утверждает, что его незаконно уволили с поста вице-президента компании «Интеко» и лишили пакета в поте лица заработанных акций. Соответственно, теперь брат требует, чтобы сестра вернула причитающуюся ему четверть - это где-то миллиард долларов.
И у «старика Батурина», как иной раз именуют Лужкова, и у «Интеко» своих проблем хватает: возникший на ровном месте скандал с Forbes репутации компании изрядно подгадил. Появление же Виктора Батурина в такой ситуации было просто на редкость некстати – его лукавая, скажем так, физиономия, совершенно из романов Ильфа и Петрова, и макроэкономические по масштабам финансовые претензии могут окончательно довершить дискредитацию «Интеко». А это компании никак не нужно – особенно с учетом конъюнктуры, которая вскоре станет не такой благоприятной: срок лужковского мэрства потихоньку заканчивается.
Атака на наркоторговцев при таком раскладе больше всего похожа на попытку переключить внимание уважаемой публики с одной животрепещущей темы на другую. Другая тема тоже животрепещет, кто бы спорил – наркомания остается одной из главных проблем страны, а клубы - действительно зачастую ее рассадники. Клин клином, конечно, вышибают. Проблема, однако, в том, что лужковская поза отца родного, спешащего на помощь москвичам с красочным подарком в одной руке и с Сингапуром - в другой, сильно обесценивается на фоне скандальной тяжбы между Батуриным-братом и Батуриной-сестрой. Огромные деньги, за которые они судятся, возникли у «Интеко» в годы бессменного мэрства Лужкова, что само по себе не может не вызывать вопросов, но сейчас даже не это главное. Когда брат подает в суд на сестру, привычная, даже естественная для крепко-хозяйственного московского патернализма поза отца родного делается совсем не такой естественной - комичной и беззащитной одновременно. Библейское изречение про сучки в чужих глазах и бревна в собственных никто ведь до сих пор не отменял.
ландшафтный дизайн москва