Судя по всему, президент Грузии М.Саакашвили начал реализацию новой стратегии государственного строительства. Об этом можно судить по его заявлениям относительно необходимости разработки новой конституции, к чему он намерен привлечь все политические силы страны. Вполне вероятно, что это открывает для России новые возможности для эффективной реализации целей и задач политики на Кавказе.
Идея создания новой конституции Грузии, с которой М.Саакашвили выступил на рубеже 2006-2007 годов, знаменует собой принципиально новый этап развития ситуации. Правящий режим убедился в неэффективности сложившейся за предыдущие периоды структуры государства. Даже переделанная «под Саакашвили» действующая конституция так и не смогла позволить решить главнейшую задачу власти – объединения территорий и общества в едином национальном государстве. Абхазия и Южая Осетия ни на йоту не приблизились к возвращению в лоно грузинского государства. В то же время само грузинское общество и политический класс по-прежнему не в состоянии преодолеть внутренние расколы. Нагляднейшая иллюстрация этому – отказ оппозиционных партий от участия в работе парламента. На фоне бедственного экономического положения и отсутствия прогресса в социальной сфере все это ставит вопрос о фактической безрезультативности действующего режима.
Надо отдать должное Саакашвили: в этих условиях он, по-видимому, трезво оценив ситуацию, принял непростое решение – прекратить попытки перестройки и перелицовки (неизбежно косметические) существующей системы и взять курс на создание новой, которая как раз и обеспечила бы территориальное и социально-политическое единство страны.
Никакой конкретики относительно параметров планируемых изменений и нововведений пока нет. Вместе с тем некоторые высказывания грузинского лидера позволяют, хотя бы отчасти, понять его логику.
Говоря о будущей конституции, Саакашвили подчеркнул, что намерен создать ее по европейскому образцу. Эта отсылка именно к Европе (а не к Западу вообще и не к США) сразу же обращает на себя внимание. Ведь принцип Европы – это федерация или конфедерация, законодательное закрепление прав национальных меньшинств, включая гарантированное представительство во власти. Соответственно, для Саакашвили ссылка на Европу означает готовность отойти от идеи унитарного государства. Такая переориентация открывает большие потенциальные возможности для интеграции Абхазии и Южной Осетии в обновленную Грузию, равно как и построения новых отношений с другими регионами.
Любопытно, что еще совсем недавно Саакашвили относился и к Европе, и к идее отказа от унитарного государства диаметрально противоположным образом. Всего несколько месяцев назад он был крайне раздосадован тем, что ЕС закрыл перед ним перспективы членства в Евросоюзе. Европейцы не поддержали действия Тбилиси в Кодорском ущелье и начали чуть ли не одновременно с Москвой более или менее неофициально, но настойчиво рекомендовать грузинам перейти на принципы федерализма. Однако последовавшая затем неудача в Риге (где Тбилиси было отказано и во вступлении в НАТО), а также равнодушие со стороны американских союзников к проблеме газоснабжения Грузии, видимо, заставили Саакашвили произвести переоценку ценностей.
Параллельно со стороны ЕС и России наверняка велась негласная работа по убеждению грузинского лидера в том, что ему следует перестать изображать из себя диктатора и демонстрировать непреклонность. Этим он мог бы окончательно загнать себя в угол и либо начинать войну, либо превратиться в посмешище. Всем уже ясно, что добровольно РФ никогда не включит в свой состав ни Абхазию, ни Южную Осетию. Но в то же время ни Москва, ни европейские столицы не позволят Саакашвили силой вернуть сепаратистские провинции. Так что не лучше ли отбросить амбиции и согласиться на компромиссное решение, которое от души будет поддержано и Кремлем, и Брюсселем?
Но одного согласия на возможную федерализацию мало. Нужно создать механизмы, которые обеспечили бы ее подготовку и реализацию, нужно суметь «продать» эту идею и грузинскому обществу, и абхазам с осетинами. И вот Саакашвили, наряду с разработкой новой конституции, предлагает организовать максимально широкий общественный диалог на базе Совета национальной безопасности, к участию в котором приглашены все социально-политические силы. Таким образом создается новая, внепарламентская площадка на весьма высоком уровне, в работе которой могут принимать участие не только провластные, но и оппозиционные, и не вошедшие в парламент партии и структуры. Совершенно не исключено, что предложения, сформулированные этим органом, могут быть положены в основу переговоров (совсем не обязательно официальных) с Сухумом и Цхинвалом, причем как бы «в обход» официальных каналов, никак не ангажируя никого из представителей режима, кроме, естественно, самого Саакашвили. Таким образом, он полностью монополизирует процесс урегулирования с сепаратистами, освобождается от связывающей его опеки со стороны политических союзников типа Н.Бурджанадзе и иже с нею.
Эти намерения, по-видимому, весьма серьезные, встречают активную поддержку во внешнем мире, в частности, в ЕС и ООН (а не в ОБСЕ, заметьте). Несколько дней назад представитель ООН заявил, что в январе-апреле Совет безопасности намерен рассмотреть проблемы грузино-абхазского урегулирования, причем в практическом ключе. Только что в Тбилиси и Сухуми прошли переговоры с эмиссарами ЕС; при этом десант брюссельских чиновников в Абхазии оказался особенно представительным и его члены провели переговоры практически со всеми высшими руководителями непризнанной республики. В результате абхазская сторона заявила, что нынешняя позиция спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе (который, кстати, был назначен совсем недавно) в вопросе урегулирования грузино-абхазского конфликта в настоящее время «намного отличается от прежней. В последнее время позиция спецпредставителя более взвешена, сбалансирована и не имеет такого откровенного прогрузинского «крена».
Обращает на себя внимание и обращение Совета Федерации РФ к российскому бизнес-сообществу, в котором сенаторы предлагают активнее налаживать экономические связи с Абхазией. Возможно, это – своеобразный сигнал, которым грузинам дают понять, что значительную часть расходов на реинтеграцию и реабилитацию Абхазии Россия готова взять на себя, а значит, Саакашвили не придется слишком много обещать абхазам.
Одним словом, похоже, что РФ и ЕС нашли некую приемлемую формулу решения проблем Грузии, с которой более или менее добровольно согласен и Саакашвили. Это – новый, неунитарный характер грузинского государства, в состав которого будут возвращены Абхазия и Южная Осетия и которому даны достаточные гарантии политической и экономической поддержки. Не исключено, что в эту формулу не вписаны американские интересы (во всяком случае, не в том объеме, как это было, например, год назад). Будем надеяться, что в ней нашлось место гарантиям неразмещения в Грузии войск НАТО.
И последний штрих: на реализацию совместных планов Саакашвили, России и ЕС (если они действительно существуют) отпущен год. В 2008-м Саакашвили намерен провести президентские и парламентские выборы. К этому моменту все должно быть сделано, а сам он должен остаться во главе государства. Так что в текущем году на Кавказе нас ждет много интересного.
проектирование ландшафтного дизайна