На известном французском курорте Куршавель прошла большая операция. По итогам облавы в полицейское управление попало 26 человек (прежде всего, русских), причем, поскольку курорт весьма фешенебельный, среди задержанных оказались люди известные. В частности, аресту подвергся 41-летний Михаил Прохоров – глава «Норильского никеля» и совладелец «Интерроса» (вместе с Владимиром Потаниным). Состояние Прохорова оценивается в $6,4 млрд., он занимает 89-е место в списке богатейших людей мира.
Вообще, четкой и подробной информации о происшедшем все еще нет, что, учитывая специфику Куршавеля, и не удивительно. Известно, что сама операция прошла 9 января. Полиция ее не комментировала и в газеты о ней не сообщала, однако часть задержанных была вскоре отпущена и смогла рассказать о происшедшем, кроме того, к делу подключились французские СМИ. Выяснилось, что лионская полиция провела спецоперацию в рамках расследования дела о сети проституции класса «люкс». Русских задержали в рамках «оперативных мероприятий» - в переводе на человеческий язык это означает, что полиция ни в чем конкретном их не обвиняет (они проходят как свидетели), но желает подробно проверить арестантов.
Для 15-ти из задержанных проверка уже закончилась, и их отпустили из полиции. Но по состоянию на вечер четверга 11 человек еще остаются в участке – в их числе и Прохоров. Изначально сообщалось, что ему предъявляют совсем поразительные претензии – речь шла о сутенерстве. Позднее прокурор Лиона Ксавье Ришо добавил в интервью «Интерфаксу», что Прохорова проверяют еще и на связь с несовершеннолетними – предположительно в его окружении были совсем юные девы. Стоит отметить, что за собственно проституцию (и пользование услугами проституток) во Франции не наказывают, только за сутенерство и за секс с несовершеннолетними – как раз то, что и обсуждается в связи с задержанием олигарха.
По-хорошему, внятных версий сейчас нет, и оснований для них тоже не имеется. Имеются только слухи и гипотезы, из которых можно с разным успехом лепить модели случившегося. Самой эффектной, как обычно, является модель конспирологическая: уже возникло предположение, что Прохорова заказали конкуренты, причем заказ был сделан прямо лионской полиции. Для российского сознания такая мысль тем более органична, что вера в продажность стражей порядка у нас не подвергается сомнению. Однако переносить эту убежденность на лионских следователей - как переться в чужой монастырь со своим уставом.
Похоже, именно это и вызвало скандал. Более всего он говорит о разнице менталитетов. Очевидно, что, несмотря на все VIP-бабки, чаевые по 3000 евро и прочие радости от российских нефтяных сверхдоходов, Европу раздражают устраиваемые нашими нуворишами чертогоны и петровские дебоши. У нас и у них немного разное отношение к культуре богатства – точнее, у нас такая культура пока не сложилась. В современной России принято считать, что деньги дают свободу, на Западе они, наоборот, свободу сковывают. Большие деньги это, увы, большая ответственность, а вовсе не тотальный куршавельский угар. Европейцев он стал напрягать, лионские полицейские тоже европейцы.
Разницей менталитетов, возможно, объясняется и обвинение в сутенерстве. На постсоветском пространстве сделать деловому партнеру живой и теплый подарок на ночь – это не просто обычное дело, это часть общепринятого и вполне рутинного политеса. Поход в баньку с бл*дями входит в обязательную программу развлечений, составляемую для дорогого гостя, которого принимают на средневысоком государственном или корпоративном уровне. Легко предположить, что дамы с камелиями, осевшие в Куршавеле, на вопрос полиции, как они оказались в комнатах А.,Б.,В.,Г.,Д.,Е., не сговариваясь, ответили, что их туда любезно попросил зайти г-н П. Это, разумеется, всего лишь гипотеза, не подкрепленная никакими конкретными фактами, но постсоветскому человеку, мало-мальски знакомому с нравами элит, она невольно приходит в голову. Постсоветский человек, если он, конечно, не выступает в данный момент в Думе с очередной ханжеской инициативой, не видит в этом ничего особенного и уж точно не найдет здесь никаких признаков сутенерства. Но французский следователь рассуждает иначе. И то, что задержанный им бизнесмен занимает 89 место в списке богатейших людей Forbes, его нисколько не остановит и не смутит. Оказывается, этот миллиардер еще немножечко шьет.
Впрочем, повторяем, это вполне головная версия, не имеющая под собой никаких реальных оснований. Куршавельский скандал может объясняться иначе. «Газета.ру» сообщает, что для лионской жандармерии нормально раз в год бороться за нравственность, к тому же на ее рвение могли повлиять и выборы – для Саркози, который позиционирует себя как защитник порядка и морали, было бы выгодно отпиариться на наказании развратного (как это представлено) русского нувориша. На Западе сейчас охотно делают русских козлами отпущения. Жаль, что мы для этого даем повод.
проекты ландшафтного дизайна