Граждан России, у которых есть неоплаченные долги, могут перестать пускать за границу. О введении такого правила Федеральная служба судебных приставов (ССП) договорилась с пограничниками. Правило уже начали реализовывать в некоторых регионах, в частности, в Карелии – здесь на Новый год не пустили за границу 19 злостных неплательщиков алиментов. Как заявили в местной ССП, «если он годами не платит алименты, но в то же время у него находятся деньги, чтобы летать на Мальдивы, то теперь его не выпустят за границу. Пусть отдаст долг ребенку – хороший подарок будет на Новый год». Кроме того, под санкции попали несколько человек, которые не отдают кредиты Сбербанку. При этом в службе заверили, что за мелочи вроде 50 рублей административного штрафа – например, от ГИБДД, – никто паспортов на границе отбирать не будет.
Карелией, впрочем, нововведение не ограничивается, сейчас его начинают реализовывать повсеместно. В питерской ССП список с невыездными должниками даже одно время вывесили на сайте. Всего должников было около 10 тысяч человек, хотя в списке была только случайная выборка из 177 фамилий. Правда, вскоре его сняли – то ли из-за того, что своевременно не успевали обновлять, то ли из-за жалоб на то, что это нарушение Конституции и вмешательство в личную жизнь. Это не значит, что черный список отменен – его просто больше нет в открытом доступе, потенциальному отказнику надо самому звонить приставам. В ССП, правда, заверяют, что при этом перешли на усиленный режим и не закрываются до 10 вечера. По закону вычеркивать из списка невыездных после погашения долга должны в течение целых 30 дней, но это можно ускорить, лично доставив копию выдаваемого приставом постановления в погранслужбу.
Поддерживает приставов и то, что сам запрет на выезд нарушением Конституции не является. Принципиальную возможность ограничить право гражданина покидать родину прописали в законе еще в середине 90-х. После скандала с Анастасией Волочковой, которую в 2004-м задержали на границе за то, что она не заплатила за ремонт своей квартиры, Конституционный суд подтвердил, что применение такой меры за долги тоже законно. Правда, это только юридическая часть дела – пока не ясно, как к этому отнесется общество: обычно любое добавление полномочий властям воспринимается без энтузиазма. Как же, только дай им волю, они такую коррупцию разведут! Надо полагать, и разведут, у нас без этого не обходится – однако это не значит, что плоха сама идея.
Прежде всего, нужно учитывать, что служба судебных приставов в России особенными полномочиями не наделена. На граждан можно воздействовать главным образом устрашением (человек из суда пришел) или нудными увещеваниями, что неплохо бы расплатиться. Особенно это касается как раз небольших, рутинных дел, на которые ОМОНа не напасешься, потому что столько ОМОНа даже в России нет. Увертываться от приставов в результате совсем несложно – имущество записывается на знакомого или родственника, официальное место работы – дворник с окладом 800 рублей, и концы в воду. Такова повсеместная практика. А раз так, то страшных злоупотреблений бояться нет оснований, скорее, стоит опасаться того, что ребенок все равно останется без алиментов.
Против нового правила возражать трудно – наказывать обещают только тех, кого признали должником по суду, пристав должен лично оповещать такого человека о постигшей его напасти, наконец, само наказание охватит только обеспеченных граждан, другие за границу не ездят. Из всего этого со временем мог бы даже выйти толк, если б дело с самого начала не портили ревнивые исполнители – питерские приставы, обнародовавшие «доску позора» в Интернете, например.
Чтобы избежать губительной самодеятельности, потребна внятная и подробная инструкция, выложенная на главной странице сайта федеральной ССП и распечатанная аршинными буквами во всех региональных отделениях. Нужно проработать и механизмы оплаты – чтобы должник, который мог, к примеру, и просто забыть о квартплате за работой по 12-15 часов в день, мог без проблем пойти в одно окно, отдать там деньги, в другом получить справку и успокоиться. Беготня по инстанциям и кассы с многоголовыми очередями - плохой фон для популяризации нового правила. Собственно, сама шоковая терапия – введение запрета ровно под Новый год – уже выглядит сомнительно, хотя пока еще можно тешить себя надеждой, что она приведет к торжеству справедливости и финансовой дисциплины.
ландшафтный дизайн садового участка