Свершилось. Совбез ООН наконец-то принял резолюцию с антииранскими санкциями, о которой так много говорили все последние месяцы. Голосование все откладывалось, но в итоге все 15 членов Совбеза приняли единодушное решение наказать Иран за отказ приостановить работы по обогащению урана. Резолюция 1737, впрочем, оказалась дипломатической победой России, которая добилась включения в нее всех своих поправок – так что санкций получилось не так уж много.
Совбез потребовал от членов ООН впредь не допустить импорта в Иран любых предметов и технологий, «которые бы могли способствовать деятельности, связанной с обогащением урана, переработкой облученного топлива, тяжеловодными проектами и разработкой средств доставки ядерного оружия». В частности, предполагается «заморозить денежные средства, другие финансовые активы и экономические ресурсы» иранских организаций и физических лиц, имеющих отношение к разработкам ядерных технологий или средств их доставки, т.е. прежде всего, баллистических ракет. Совбез, однако, отказался от того, чтобы запретить этим лицам выезд за рубеж. Естественно, речи не идет о силовых санкциях, кроме того, в документе нет ни слова относительно АЭС, которую Россия строит для Ирана в Бушере.
Официальные реакции были такие, какие и ожидались. Иранский МИД назвал резолюцию «незаконной», выходящей за пределы компетенции Совбеза и пообещал не сворачивать с пути мирных ядерных разработок. Пылающий гневом Ахмадинеджад обошелся без дипломатических тонкостей, обозначив документ как «клочок бумаги». Секретарь иранского Совбеза Али Лариджани объявил, что с воскресенья его страна начинает установку в Натанзе каскада из 3000 центрифуг для обогащения урана (правда, в самом Иране ранее признавали, что для промышленного производства топлива центрифуг нужно 56 тысяч). Иранский парламент принял закон о пересмотре сотрудничества с МАГАТЭ.
Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин, со своей стороны, удовольствия от исхода дела не скрывал, в Вашингтоне, напротив, подтвердили свое недовольство. После голосования по резолюции один из замов Кондолизы Райс заявил, что США расстроены долгим ходом переговоров, и призвал Россию и Китай впредь предпринимать «более энергичные действия» в отношении Ирана. Отдельно американец пожаловался на поставки ракет, которые идут из России, несмотря на возражения Вашингтона.
Дипломатическое ворчание, впрочем, вполне предсказуемо, более интересны здесь косвенные реакции. Стоит обратить внимание прежде всего на три эпизода. Во-первых, в начале прошлой недели Иран объявлял о том, что нашел у себя сразу 1400 месторождений урановой руды. Цифра, конечно, по-восточному грандиозна, но в целом Тегеран показывает, что способен обеспечить себя ураном. Возможно, он планирует ввозить руду контрабандой (из той же Африки), не исключено, что он уже набил свои урановые закрома, но можно предположить, что месторождения в самом деле существуют, пусть и не в таком количестве.
Во-вторых, США посылают в Персидский залив еще один авианосец (один у них там уже есть). Изначально сообщалось (правда, по неофициальным сведениям), что это нужно для борьбы с ближневосточными боевиками, которых Иран поддерживает, однако сейчас кажется, что эффект в первую очередь психологический – американцы напоминают Тегерану, у кого пока вся реальная военная мощь. Между тем - и это в-третьих, Израиль согласился выдать Палестине $100 млн финансовой помощи, которые Тель-Авив заморозил после победы ХАМАС на выборах. Условие Эхуд Ольмерт поставил одно – чтобы эти деньги не попали правительству ХАМАС, то есть тем самым боевикам, которых Иран во многом и поддерживает. Вкупе с недавними стычками между ФАТХ и ХАМАС, к началу которых тоже приложил руку Израиль, все это сильно напоминает попытку стравить две основные палестинские силы и вывести их из игры.
Все это означает, что оппоненты Ирана ожидают кризиса и готовятся к нему. Вообще, для Тегерана отомстить за резолюцию ООН, профинансировав новый всплеск террористической войны, было бы только логично. Однако, по большому счету, это никакой роли не играет – выгода от очередного кровавого шоу ХАМАС или "Хезболлы" будет все же только тактической, а речь идет о стратегической партии. С другой стороны, на реальный расклад в этой партии резолюция 1737 тоже никак не повлияет, поскольку введенные санкции, по большому счету, бессодержательны. Особой поддержки из-за границы Иран никогда и не получал (если не считать той же АЭС в Бушере, которую Совбез проигнорировал) – собственно, помогай им какая-то еще страна, она бы тоже получила свое в резолюции. Что же до ареста счетов, то даже если Интерпол или ФБР раскопают где-то тайные миллионы Лариджани или Ахмадинеджада, это будет личной неприятностью последних – ядерная программа является общенациональным проектом.
В сущности, резолюция ООН нужна лишь для того, чтобы сохранить Западу лицо. Под влиянием Ахмадинеджада Иран стал совсем уж беззастенчиво продвигать свои ядерные разработки, и Европа с США были обязаны на это отреагировать. Однако серьезное экономическое эмбарго, а тем более военный конфликт создали бы больше проблем, чем решили, так что оставался только дипломатический скандал. От него Ирану ни холодно, ни жарко, на расклад сил среди его сторонников и противников это не повлияет, зато Брюссель с Вашингтоном теперь могут считать, что их совесть чиста – все-таки они пробили резолюцию Совбеза. Дальше можно переходить к настоящим задачам – как сохранить геополитический баланс в регионе таким образом, чтобы и после создания Тегераном бомбы (а он ее обязательно создаст, видимо, в районе 2010 года) Ближний Восток не скатился в большую войну. Задача, в принципе, вполне решаемая – Иран окружен ядерными соседями: Пакистаном на востоке, Израилем на западе, Россией на севере и двумя авианосцами США на юге. Есть кому с кем и о чем договариваться.
ландшафтный дизайн благоустройство