Над министром Зурабовым сгустились тучи. Во всяком случае, именно такое впечатление оставляет серия коррупционных сюжетов, развернувшихся за последний месяц. Всего было несколько таких сюжетов, один из них связан с региональной властью – дело мэра Томска. За вычетом этой истории, остальные дела имели отношение к государственным фондам, подотчетным Министерству здравоохранения и соцразвития.
Началось все с Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). После того, как его проверила Счетная палата, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по статьям «Дача взятки» и «Нецелевое использование бюджетных средств». Предположительно, руководство фонда отдало «своим» компаниям право поставлять лекарства льготникам. Бороться тут было за что – на эту программу государство в 2006 году выделило 42 млрд рублей. Правда, деньги кончились еще летом.
1 декабря стало известно о выемках документов в Росздраве. Здесь уголовное дело было связано с нарушениями при закупках медоборудования по нацпроекту «Здоровье». Работала тут, правда, не Генпрокуратура, а прокуратура Москвы, и масштабы предполагаемых хищений тоже были несопоставимы с ФОМС – 11 млн рублей.
7 декабря из Следственного комитета МВД пришли в Пенсионный фонд (ПФР). Предположительно, фонд закупал компьютеры по завышенным ценам, прикарманив на этом в общей сложности до 1 млрд рублей. На следующий день представители комитета изымали документы в Фонде социального страхования (ФСС), или Соцстрахе. Здесь речь шла о растрате «детских денег» - средств, выделяемых на летний оздоровительный отдых для детей. По версии следствия (или версии, которую СМИ приписали следствию), фонд через посредника увел на сторону до трети всех положенных денег, выделяя на одного ребенка только 270 рублей в день вместо положенных 400. Правда, общая сумма хищений не называлась, была дана только расплывчатая оценка «сотни миллионов рублей».
Все эти истории остаются довольно туманными. Правоохранительные органы, по своему обыкновению, общественность комментариями не балуют, а попавшие под удар чиновники стали защищаться, иногда довольно успешно. В Соцстрахе объявили, что выемок у них не проводилось, Следственный комитет просто запросил у них бумаги, связанные с одной из региональных организаций, которая якобы и занималась махинациями. Свою причастность к этим махинации в ФСС отвергли. Есть также версия, по которой все дела инспирированы самим министром Зурабовым, который хотел зачистить фонды от неугодных ему людей. Депутат Хинштейн утверждает, что Зурабов конфликтует с главой ПФР Батановым, другие источники сообщают, что с председателем ФСС Кареловой у него отношения не лучше.
Версия об активности самого Зурабова имеет право на существование, однако здесь есть ряд неувязок. Прежде всего, о его конфликтах с ФОМС и Росздравом ничего не сообщалось даже депутатом Хинштейном, хотя прокурорские следователи наведались и в эти фонды. Главное же – кажется, что для такой зачистки уже поздно. Дело в том, что в судьбе правительства Фрадкова нет никаких сомнений – его распустят под выборы. До них остался всего год, причем предвыборная кампания фактически уже началась (что касается в первую очередь Кремля, а не партий), так что, возможно, слухи о переносе думских выборов на более ранний срок имеют свои основания. Учитывая, что при разгоне правительства Зурабов наверняка расстанется с местом даже вперед Фрадкова, не очень понятно, зачем ему укреплять свои позиции за пару месяцев до отставки. Может, из власти он не уйдет, получив место посла где-нибудь на Балканах, но с социалки его точно снимут – иначе пропадет весь эффект.
Соответственно, наиболее вероятно, что скандалы предвещают для Зурабова скорый начальственный гнев и потерю должности. И в таком случае ситуация заслуживает внимания еще и потому, что позволяет сделать первые конкретные прогнозы насчет отставки правительства. Прежде всего, явление это, по-видимому, не за горами – железо надо ковать, пока горячо, так то нет смысла снимать министров с интервалом в несколько месяцев. Такое реалити-шоу быстро наскучит нашему апатичному электорату. А кроме того, когда процесс пойдет, он, по-видимому, не ограничится просто президентским указом об отставке кабинета.
Зурабову, по идее, должно достаться серьезно – слишком уж широкий фронт против него открыт. Было бы только логично, если бы для усиления эффекта были принесены и другие жертвы: реальных судебных сроков при этом ждать, конечно, не стоит, но показательная порка может быть масштабной. Об угрозе национализма сейчас стали говорить меньше, чем пару месяцев назад, а в этом случае главной картой для путинского преемника остается социальная. Упор на нее делается все больший – нацпроекты, «материнский капитал», – и в таком случае властям было бы логично не только выказывать заботу об улучшении ситуации, но и наказать тех, кто (предположительно) за нее ответственен. А в общественном сознании это, безусловно, Зурабов и в меньшей степени – правительство в целом. Если данный сценарий реализуется, значит, Генпрокуратура и Следственный комитет при МВД только начинают свои тяжкие труды. Но правда, это совсем не значит, что детские деньги и бесплатные лекарства впредь станут доходить до адресатов вовремя и без утрусок.
дизайн интерьера коттеджей