Папа Римский нанесет первый визит в Турцию за последнюю четверть века. На данный момент это означает большой скандал и бурю негодования среди турецких ширнармасс. Главным образом Бенедикту XVI припоминают его цитату из Мануила II Палеолога, причем то, что это всего лишь историческая отсылка, не отражающая мнение Папы, протестующих особенно не интересует. В центре Стамбула прошла демонстрация, на которой от 15 до 25 тысяч человек выкрикивали «Возвращайся домой, римский папа» и «Нет римскому папе!». В министерство юстиции подали петицию с требованием арестовать Бенедикта XVI, когда он приедет в страну. Некий молодой турок устроил стрельбу возле консульства Италии в Турции (о различиях между Италией и Ватиканом он не знал), а Мехмет Али Агджа, который уже стрелял в одного Папу в 1981 году, выразил глубокое сожаление, что не может сейчас оказаться на свободе. В результате поездка Папы сопровождается беспрецедентными мерами безопасности, по поводу которых известно только, что охранять Бенедикта XVI будут тысячи турецких солдат, а кроме того, ему уже купили бронежилет.
У Турции вообще в последнее время не клеятся отношения с Европой. Сначала французский парламент принял закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян – закон формально в силу еще не вступил, но афронт уже вышел такой, что Турция объявила о прекращении военных контактов с Францией - Анкара закупает у французов оружие и технику, так что это не просто дипломатический демарш. Дело усугубила Еврокомиссия, которая раскритиковала усилия Турции по вступлению в ЕС. Особо в списке претензий выделялся Кипр, который фактически было предложено признать в течение нескольких недель. Турки, для которых это принципиальный вопрос (они требуют взамен признания для своего Северного Кипра), вчера как раз отказались это сделать, и переговоры с ЕС, таким образом, зашли в тупик.
В такой ситуации нельзя не задаться вопросом, зачем Папе Римскому сдалась Гекуба, что он забыл в Турции. Можно, конечно, увидеть в этом немецкое упрямство (визит планировался еще давно), но вряд ли все так просто. Прежде всего, Папа несет религиозный месседж, однако этим дело не ограничивается – все, что делают римские понтифики, уже полтора тысячелетия имеет и грандиозное геополитическое значение, до сих пор определяющее для европейской цивилизации. И Папа остается одним из символов этой цивилизации, несмотря на фиги протестантизма и секуляризацию последних веков. Хоть и упоминание о христианских ценностях так и не вошло в преамбулу евроконституции, сам по себе Папа - несомненно общеевропейская ценность.
Соответственно, визит Бенедикта XVI в Турцию – это попытка показать туркам готовность Европы все-таки считать их частью своего Дома. Причем речь идет не о покорении, а о сотрудничестве, увидеть в этом крестовый поход могут только совсем ярые потомки янычар, реликты Оттоманской империи. Бенедикт, похоже, расценивает свой визит как идеологическую провокацию для подобных козлищ, которые должны четко обозначить себя и отделиться от агнцев, готовых к сотрудничеству. Такие провокации у Папы получаются на редкость хорошо – он четко знает, на чем стоит сам, и умеет заставить других определиться со своей позицией. В Турции это сработало еще до визита, а кто в итоге у них победит в идеологической схватке – это Бенедикта уже не касается.
В целом, однако, визит Папы – это очередное предложение дружбы для Турции. И нужно это не только ему одному. В окучивании турок заинтересован весь западный мир, по очевидным причинам: Анкара для него – верный союзник среди мусульман, который к новым «крестоносцам» настроен совсем недружелюбно. Активней всего сотрудничество проталкивают США, благо сами они от места действия далеко, и неприятные эффекты от дружбы с турками их не затрагивают. Самой же большой наградой, какую Вашингтон мог предложить туркам, было членство в ЕС – с точки зрения американцев, элитном клубе союзников, таком пятизвездочном отеле, в котором располагаются самые респектабельные командировочные.
Но сама Европа не считает себя отелем для командировачных. Для своих членов Евросоюз – не просто элитный клуб, здесь все-таки предполагается какое-то внутреннее единство, прежде всего, ментальное. А в этом с Турцией, ясное дело, возникают проблемы – исторически единства не было никогда, сейчас модели развития тоже весьма отличаются, турки никак не избавятся от того, что для европейца – глухое средневековое варварство. Анкара, например, совсем недавно отменила законопроект об уголовном преследовании за адюльтер, причем отменила в последний момент, когда он уже вот-вот должен был вступить в силу. Причем это была уже не первая попытка сажать в тюрьму за супружескую неверность, такой закон действовал в Турции издавна, просто в какой-то момент его отменили из-за гендерного неравенства – он касался только женщин.
Ужиться с подобной Турцией Европе трудно. Собственно, ей уже сейчас нелегко: достаточно посмотреть на колонизированную турками Германию. Реализация американской (американо-турецкой) мечты – членство Турции в ЕС – увеличит негативные эффекты на порядок, и поскольку Евросоюз и без них завяз в проблемах, не стоит удивляться, что он вдарил по тормозам. Однако вообще рвать отношения тоже нельзя – обиженные турки могут «уйти на Восток», к братьям по вере, а это для той же Европы еще гораздо хуже, чем если б они вступили в ЕС. Бенедикт XVI, похоже, оказался умнее брюссельских бюрократов, резко оттолкнувших Турцию, и своим приездом хочет сбалансировать решительный отлуп, полученный Анкарой. Турция очень рвется в Европу, но ее туда не пустят. Однако в формуле «принять нельзя отказать» лучше не ставить знаки препинания.
планировка квартиры студии