Российская власть начала готовиться к выборам. В каком-то смысле для руководства страны это перманентное состояние, к тому же уже несколько месяцев идет артподготовка в виде нацпроектов и аналогичной активности со стороны Сергея Иванова. Однако это была еще скорее проверка симпатий населения – заинтересует ли его больше ивановская державность или социальная активность Медведева. Теперь процесс набрал крейсерскую скорость – кормчие в Кремле и Белом доме разворачивают уже весь корабль государственной политики, сообразуясь с настроениями электората.
Самая свежая новость связана с энергетикой. Как сообщает «Коммерсант», государство не будет повышать цену на газ на внутреннем рынке, хотя этого настоятельно добивались газовики - Минпромэнерго даже представило Путину доклад, в котором обещало дефицит газа в 4 млрд кубометров уже на будущий год. Справиться с этим предположительно можно было бы только повышением тарифов на газ для промышленности, причем сразу с $45,3 до $80 за тысячу кубометров. Оговорка «для промышленности» здесь ситуацию не спасала, неизбежное для российских производств снижение рентабельности все равно ударило бы по простым пользователям – и в результате было решено не рисковать. В президентской администрации сообщили, что повышение цен запланировано только на 2009 год, хотя для того же «Газпрома» это означает потерю как минимум $16 млрд доходов.
Госдума тем временем отменяет нижний порог явки на выборах всех уровней. Поправки в избирательное законодательство прошли уже второе чтение: вскоре выборы будут считаться состоявшимися, даже если на них пришло меньше 20% избирателей. Референдумов эта норма, правда, не коснется, но их в обозримом будущем и не предвидится. В Госдуме разъясняют, что минимальную явку давно отменили в самых продвинутых странах Европы (например, Англии, Франции, Испании) и ряде штатов США. Заодно депутаты убирают из законодательства пункт о досрочном голосовании на федеральных и региональных выборах. Иными словами, голосовать теперь будут только в один день, и только те, кто этого хочет.
Не забыто и «коренное население». На радость тем, кто переживает по поводу притеснений со стороны приезжих, правительство взялось вводить демонстративные ограничения для гастарбайтеров: на будущий год для них снизили квоты на въезд (жителей СНГ это не коснулось, но для них готовят свои правила). Правительство припасло и более эффектную меру: Фрадков уже подписал постановление, согласно которому иностранцы (в том числе из стран СНГ) с 1 января теряют право торговать алкоголем и лекарствами, а с 1 апреля – вообще работать в розничной торговле. Президент Путин идею поддержал.
Можно найти и другие примеры, вроде двусмысленной борьбы министра Нургалиева с экстремизмом в Интернете. Однако общая картина и так ясна: власть приступила к реализации предвыборного пакета мер. Насчет его содержания гадают уже давно, но в итоге набор оказался классическим: социальный протекционизм, забота о национальной гордости, плюс заодно оформляются удобные юридические условия для выборов. Сюда же стоит добавить «правильную» партийную систему, которую начали строить еще пару лет назад, и картинка приобретает законченный вид. Точнее, все только начинается – с электоратом теперь нужно работать беспрестанно, – но стратегия уже сформирована, дальше будет только рутина.
Это и есть ни что иное, как «управляемая демократия» в ее вполне реальном и жизнеспособном варианте. Хулить «тоталитарный путинский режим» за нее не стоит. С одной стороны, власть, конечно, прилагает огромные усилия, чтобы направить общественное мнение в правильном направлении, не дать ему где-то свернуть или на что-то отвлечься, и в итоге получить от него заветные большинство в парламенте и победу в первом туре. С другой стороны, однако, необходимо осознать, что решает в конечном счете все-таки народ – а власти стремятся угадать его умонастроения, подстроиться под них и, в конечном итоге, соответствовать им, как артист соответствует требованиям публики. Это уже не советские выборы, где население по приказу сверху голосовало за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. Конечно, оберегая нацию от ошибочных решений («управление» демократией), ее можно и перенянчить – учиться надо, набивая собственные шишки. Но все же для страны, которая практикует выборы от силы 20 лет (30, если считать Думы начала века), у нас все не так деспотично, как может показаться.
Проблема с выборами все же есть, просто она не там, где ее обычно ищут. Социальная, миграционная, нефтегазовая политика, политическая культура – все это не электоральные игрушки. Решения, принимаемые сейчас, определят жизнь страны на долгий срок, но при этом горизонт событий у нас обрывается на 2008 году – более отдаленные перспективы просто никем не просчитываются: может, будет что-то плохое, а может, и нет. Причем больше шансов, что будет – наше правительство уже многократно доказывало свою бестолковость, достаточно вспомнить монетизацию, ЕГАИС, ЕГЭ. То же изгнание мигрантов из торговли может создать серьезные проблемы в экономике, ведь далеко не факт, что среди «коренного населения» сходу найдется достаточное количество персонала – если страна получит в итоге пустые рынки, никому лучше не станет. И последствия на этом могут не заканчиваться – «коренные» могут понять это как сигнал «мочи чурок», и пойдут по стране новые Кондопоги. Скорее всего, эффект будет отложенным, но если по лбу ударит после 2008 года, менее обидно не станет.
Чтобы такого не произошло, пора переставать играться в реформы и браться за них всерьез. Остается надеяться, что преемник и партия власти имеют здесь стратегический план действий и отважатся осуществить его после своей неминуемой победы. В противном случае нынешняя кампания стране может еще аукнуться. А нам всем тут и дальше жить.
дизайн спален