Судя по событиям последних недель, в деле карабахского урегулиования были достигнуты интересные результаты. В октябре-ноябре прошло несколько встреч глав МИДов Армении и Азербайджана (в Москве, Париже, Брюсселе), а также министров обороны двух стран. В Москве побывали армянский и азербайджанский президенты, которые, как ожидается, встретятся и на московском саммите СНГ в конце ноября. По многочисленным свидетельствам, к настоящему времени сторонам удалось согласовать принципы урегулирования, сводящиеся к уходу карабахских сил из сопредельных с Карабахом районов Азербайджана в обмен на определение статуса НКР в ходе референдума, проведение которого отложено на некоторый срок.
Нельзя сказать, что данная формула была заслугой единственно России или что она более выгодна какой-то одной стороне конфликта. Отнюдь нет. Формулу россияне вырабатывали совместно с европейцами и американцами, и она признана оптимальным компромиссом. Но суть в том, что только Россия имеет возможность склонить стороны к принятию формулы урегулирования в нужный момент, не взирая на внутреннее сопротивление. А значит, Россия должна и в дальнейшем стать основным гарантом стабильности в регионе.
Нужный момент, видимо, наступает. О желательности подписания соглашения по Карабаху до конца 2006 года все говорят уже давно. В следующем году начинается предвыборная гонка в Армении, потом – в Азербайджане, а значит, решение придется отложить, как минимум, на пару лет, а то и больше.
Но это не все. Именно сейчас оказывается, что партнеры-соперники России – США и Европа – находятся не в лучшей форме. Американцы вынуждены перестраиваться в результате проигрыша республиканцев на выборах. Их внешняя политика неизбежно будет нескоординирована. Что касается европейцев, то они весьма ожидаемо раскололись в преддверии заключения нового соглашения с РФ. При этом «старая Европа» по-прежнему остается более благосклонна к России и вряд ли станет потакать «младоевропейцам» в их стремлении ужесточить российский курс ЕС.
Так что руки у России развязаны. И она напористо приступила к действиям по убеждению Баку и Еревана в необходимости решать проблему Карабаха.
В этом контексте обращает на себя внимание, например, наглядная демонстрация тех последствий, которые могут грозить Армении в случае, если она не согласится действовать в направлении и темпе, нужных России. Тут и блокада Грузии, и приобретение «Газпромом» контроля над газопроводом (еще не построенным) из Ирана. Президенту Кочаряну в Москве все это наверняка доходчиво объяснили, равно как и заманчивые перспективы, открывающиеся перед Ереваном в случае поддержки политики Москвы: хотя бы тот же газопровод из Ирана может быть продолжен до Европы, и тогда Армения станет транзитной страной; Россия будет готова пролоббировать скорейшее открытие границ с Турцией и включение Армении в проект «Север-Юг»… Да мало ли еще чего!
Но и президент Алиев наверняка получил свою порцию «убедительных разъяснений». Если Баку не примет нынешний план урегулирования, то возможна новая война (сам же Алиев об этом все время говорит). Но тогда кто поручится за сохранность трубы до Джейхана? А без нее Азербайджан вернется на десятилетие назад во всех смыслах, в том числе и в том, что касается финансирования программ вооружения армии. Даже победа (в которой многие сильно сомневаются), не даст азербайджанцам спокойствия: армяне известны своими навыками партизанской войны. С другой стороны, конструктивное сотрудничество с Москвой дает реальный шанс избежать перспектив дестабилизации, создает прочную основу для стратегического союза (а не конъюнктурного «временного брака по расчету» с Вашингтоном, всю шаткость опоры на который видно на примере Грузии). Можно было бы подумать о налаживании производства оружия в Азербайджане… Да мало ли еще о чем!
Следует еще раз особо подчеркнуть, что вести такого рода переговоры и с Ереваном, и с Баку сейчас может только Москва: она на примере Грузии доказала, что ее слова не расходятся с делами, в отличие от Запада, восторги которого по поводу победы «грузинской демократии» не дали Грузии ничего. Так что вероятное заключение соглашения по Карабаху будет именно российским успехом. Который, естественно, нужно будет закрепить в виде предоставления гарантий стабильности в регионе, а именно – направления туда сил по поддержанию мира под российским руководством. Для такой цели идеально могут подойти силы ОДКБ, например.
дизайн спальни