На своей народной конференции Путин сказал не так уж много резких или неожиданных вещей. Это нормально – она не для того предназначена. Путин «президентского балбеса» Кононенко мог позволить себе жесткие правые комментарии, но в реальной жизни «прямая линия» все-таки нужна для пиара, а не для программных заявлений: для последнего есть послания Федеральному Собранию. Тем не менее, некоторые заявления прозвучали жестко – и прежде всего комментарий по Украине.
На Украине от Путина ждали многого. В Севастополе, откуда было прямое включение, ему прямо заявили: «Мы находимся на чужой территории, но на своей земле». Судоремонтники Черноморского флота сказали еще откровенней: «Это патриоты России, чтобы Вы в этом не сомневались. Мы вынужденно стали гражданами Украины». Однако Путин все эти намеки оборвал вежливо, но решительно: «Крым – это часть украинского государства, и мы не можем вмешиваться во внутренние дела другой страны». Высказываясь по поводу собственно Черноморского флота и возможности его базирования в украинских портах и после 2017 года (когда истекает текущее соглашение), Путин признал: «Присутствие российского флота не было бы лишним». Однако сразу же подчеркнул сослагательность этого наклонения: «Но это прежде всего выбор наших украинских коллег и друзей, наших украинских братьев».
Для нациков-фашиков такая сдача Севастополя – очередная измена антинародной власти, но и рассудительного патриота это может покоробить: неужто нельзя было хоть как-то поддержать крымчан? Политкорректную линию Путин вычерчивал и в других своих внешнеполитических комментариях – по Грузии и ее сепаратистам - «мы не стремимся к расширению территории». Тем не менее, заявление по Украине выглядит самым радикальным – если, конечно, не знать того, что происходило в Киеве в эти дни.
А в эти дни в Киеве премьер-министр России Фрадков встречался с премьер-министром Украины Януковичем. Они обсудили то, что и положено обсуждать руководителям кабминов РФ и Украины: цены на газ. В 2007 году Украина будет получать газ по $130 за тысячу кубометров. Для России это потерянная выгода, рыночные цены давно зашкалили за $250. Понятно, что на халяву такой подарок Кремль бы не сделал даже любезному ему Януковичу.
Подготовка соглашения, судя по всему, шла непросто, визит даже сдвинули на день позже, торг, очевидно, был ожесточенным. Фрадков должен был добиваться от Киева продления контракта с РосУкрЭнерго, чтобы эта компания осталась посредником при закупках туркменского газа, получаемого Украиной. Кроме того, России выгодно, чтобы Киев провел референдум по членству в НАТО уже в ближайшее время – сейчас у сторонников Альянса немного шансов на победу, и соответственно, вопрос будет закрыт надолго. И, наконец, Украине могли предложить продлить аренду морских баз, занятых Черноморским флотом РФ, после 2017 года.
Что именно выторговала Россия в обмен на вдвое сниженный против рыночной цены газ, мы сейчас не узнаем: ни Янукович, ни Фрадков рассказывать об этом не станут, но со временем это само собой сделается очевидным. Сегодня за самые малые уступки оппозиция обвинит Януковича в предательстве национальных интересов, хотя для национальных интересов Украины важен прежде всего конкретный газ, которого страна получит теперь 55 млрд кубометров. Газ – тема незрелищная, однако насущная и останется таковой до 2017 года. А это значит, что даже если уступок по Севастополю и флоту сейчас добиться не удалось, то у России есть еще десять возможностей - ведь годовые соглашения по газу до 2017 года будут заключаться еще десять раз. Референдум по НАТО, о котором, по всей видимости, уже договорились, сегодня куда важнее.
На народных конференциях политика не делается. На народных конференциях делается пиар. Пиар - вещь обоюдоострая, и угодить одновременно Севастополю и Киеву, русским и украинским националистам не представляется возможным. Заняв определенное положение, ты обязательно наступишь кому-нибудь на ногу. А неопределенное положение занимать нельзя - разразится скандал.
Он, собственно, и так разразился. Депутат «Нашей Украины» Борис Беспалый все равно заявил, что «Россия сует свой нос в дела Украины» и призвал Ющенко дать Путину отпор. По Беспалому, Россия это «соседнее государство, которое веками вмешивалось в дела Украины». Веками - так веками. Беспалый, очевидно, не смотрел конференции Путина, а просто озвучил заранее сочиненный спич со старательно прописанными язвительностями. «Поскольку это сказано главой соседнего государства, а не вождем папуасов и касается национальных интересов Украины, то, безусловно, официальный Киев обязательно должен отреагировать на подобные заявления», - заключил Беспалый, к немалому, надо полагать, изумлению российских патриотов, страдающих оттого, что Путин Севастополь сдал.
То, что Путин, отвечая по флоту, решил наступить на ногу севастопольцам, вовсе не свидетельствует о том, что их предали, скорее, наоборот. «Молчите. Мы помним вас и любим. Но заявлять должны то, что принято на международном уровне», - таков был скрытый смысл президентского ответа. Иначе говорить невозможно и даже вредно. Единственный способ сегодня поддержать премьера Януковича это - дистанцироваться от него, все время подчеркивая суверенитет Украины, ее национальную и государственную независимость, ее полную самостоятельность. Тогда присутствие российского флота в Севастополе после 2017 года сделается реальностью - тем более убедительной, что это будет «выбор наших украинских коллег и друзей, наших украинских братьев».
дизайны детских комнат