В приамурском Благовещенске (не том, что в Башкирии) две школьницы покончили с собой. Речь идет об образцовом «готическом» самоубийстве: девушки напились шампанского, исписали стены цитатами из любимых песен и прыгнули с 12-го этажа, смотав руки скотчем. Обе были отличницами из хороших семей – собственно, 14-летняя Маргарита Одинцова и 16-летняя Лена Панина были двоюродными сестрами. В своей предсмертной записке они написали: «Одиночество, самоубийство и героизм, посвященный одиноким воинам, равняется декадентство». Декаданс – ключевой образ для «Агаты Кристи», главной готик-рок команды России. На стенах подъезда остались надписи как раз из «Агаты» - «мама, полетим со мной», – а также из песни «Непрерывный суицид» «Гражданской обороны».
Объяснить, почему девочки это сделали, пока никто не может. Прокуратура пообещала проверить, не замешана ли в деле какая-нибудь секта, однако это скорее жест отчаяния или, как максимум, добросовестное стремление отработать все версии. Реальных оснований заводить дело по статье «Доведение до самоубийства» пока нет, и по-видимому, они вряд ли появятся. Что никак не отменяет необходимости ответить на вопрос, почему две тихие девочки с хорошими оценками неожиданно покончили с собой.
Возможно, это произошло по причинам, с которыми ничего поделать нельзя. В любом обществе подростки в период экзистенциального кризиса представляют одну из главных групп риска. И вообще - осень. СМИ широко растиражировали последние записи из блога Лены, где она пишет о своей депрессии, поясняя, что «сезонной» ее называть не хочет. Однако «сезонность» - неотменяемое обстоятельство, именно сейчас в годовом цикле настал период обострения для психологических переживаний и психических заболеваний. Днем раньше на другой стороне планеты, в Колорадо, какой-то шизофреник с ружьем захватил школу и около суток удерживал заложников, а когда полиция убедилась, что он совсем невменяем, и пошла на штурм, пустил пулю в лоб одной из захваченных девочек, а потом и себе самому.
Полностью избавиться от таких ужасных случаев никогда не сможет и общество гораздо более здоровое, чем российское или американское. Однако это не значит, что спрашивать с себя не за что: по крайней мере, мы обязаны свести такие трагедии к минимуму. Одно дело – депрессивные мужики, уходящие в запой по осени, или убегающие из дома подростки, и совсем другое – мужики, расстреливающие детей, или девочки, шагающие вниз с крыши многоэтажки. Историю болезни американского сумасшедшего пусть выясняют американцы, а вот со своими детьми-самоубийцами нам нужно разбираться самим.
СМИ уже начали кивать на «Агату Кристи», цитируя записи из блогов самоубийц, составленные из «готических» штампов – того самого «декаданса». Мишень здесь очевидна – ведь налицо целая субкультура, основанная на депрессии и воспевающая бессмысленность жизни. Вся рок-музыка, в общем-то, жизнерадостностью не отличается – так, наверно, в том и дело? Может, если запретить все это тлетворное влияние Запада, молодежь опять станет жизнерадостной и полной энтузиазма, каковой ей и положено быть?
К чести наших СМИ и наших политиков, такую идею пока еще никто не высказал. Однако кто-нибудь да не удержится, а остальные подумают. Простые ответы всегда самые привлекательные, а в России в последнее время от сложных ответов вообще отвыкли.
Между тем, винить в смерти девочек «Агату Кристи» вполне бессмысленно. Социальные причины этого самоубийства – если они в данном случае имеются – схожи с теми, по которым в России идет бурный рост экстремистских молодежных движений. Проблема не в том, что подростки слушают мрачную музыку – проблема в том, что, кроме этой музыки, у них в жизни ничего нет. Миллионы Лен и Рит по всей стране, дойдя до возраста, в котором подросток оглядывается вокруг, обнаруживают, что в этом мире они никому не нужны (кроме родителей, но этого мало). Их не приобщают к спорту, не погружают в культуру (даже массовую), у них нет карьерных и просто профессиональных перспектив. Обществу нет до них дела. В Приамурье, кстати, эксперты вообще признают ситуацию критической, тут уровень самоубийств и так на треть выше, чем по стране – а по стране в целом мы держим второе место в мире. Чаще россиян себя убивают только литовцы. Так что на специфические особенности обостренной подростковой экзистенциальности всего не спишешь.
Свалившуюся на них пустоту молодым людям приходится заполнять самим, в меру собственного разумения – кто-то идет в готы, кто-то в панки, а кто-то в ДПНИ. При этом идеалы субкультуры начинают определять все поведение подростка, поскольку никаких других идеалов нет в принципе – и, соответственно, если в их число входит суицид, суицидом дело может и кончиться. У благовещенских самоубийц, в общем-то, была недюжинная целеустремленность и сила воли – иначе в какой-то момент они бы обязательно отложили свой план на завтра. Беда, однако, в том, что для этой целеустремленности и силы воли не нашлось никакого нормального применения.
Это не только большая этическая проблема, это и большое расточительство - если говорить в терминах бизнес-логики. Молодежь, в конце концов, представляет собой капитал более весомый, чем все Сахалины-2 и «Русалы» с фермерскими хозяйствами. Однако до тех пор, пока страна (т.е. и власть, и общество) не востребует этот капитал, предоставленные самим себе готические девушки и юноши будут пленяться самоубийством. И даже доводить дело до конца.
лучший фотограф на свадьбу