Бюджет предвыборного 2007 года, на днях отправленный правительством в Думу, содержит массу прелюбопытных нюансов. Один из них присутствует уже в текущей версии проекта и касается «мероприятий в сфере СМИ»: как наблюдательно подмечает «Независимая газета», расходы Роспечати по этой статье заложены на уровне 18,2 млрд рублей, «или 144,3% к объему текущего года (в 2006 году – 12,6 млрд)». В долларах прибавка составит, соответственно, $680 млн. Из этих денег 100,1 млн пойдет на РИА «Новости» и еще сколько-то на ИТАР-ТАСС (сумма еще не определена), 2,4 млрд получит Russia Today, 0,97 – Первый канал и НТВ, 0,5 – ВГТРК (включая «Культуру»). Отдельной строкой идут «расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений Роспечати», на это заложено еще 843 млн рублей.
Если добавить сюда недавнюю перепродажу «Коммерсанта», сомнений не остается – в 2007 году власть готовит масштабное медийное наступление. Сенсации здесь нет, понятно, что власть сильно заинтересована в правильном для себя исходе выборов – просто теперь колеса пришли в движение. После покупки «Коммерсанта» близким «Газпрому» Усмановым пропагандистских неожиданностей в сфере печатных СМИ не будет – остались, конечно, еще Newsweek с «Ведомостями», однако это скорее предохранительные клапаны типа «Эха Москвы». Тем временем тяжелая артиллерия – Первый, РТР и НТВ – сможет без помех провести всю требуемую работу, подведя избирателя к выставлению нужных крестиков в бюллетенях. Параллельно Russia Today и информагентства будут развеивать сомнения в нашей демократии, которых всегда хватает у западных наблюдателей. До кучи прижали и дециметровые телеканалы – новый закон о рекламе поставил их на грань разорения, тут уж им не до политической активности.
Конечно, контроль практически над всей поляной СМИ свободу слова гарантирует в последнюю очередь. Но принимать олигархическую войну с информационным киллерством 90-х за истинный демократический плюрализм тоже не надо. И так плохо, и эдак не хорошо. К тому же нынешние конкуренты «кровавого режима» настолько ничтожны, что ратовать за их доступ к СМИ можно только из одного вольтеровского приципа. Традиционные партии впали либо в клоунаду, как ЛДПР с «Яблоком», либо в летаргический сон, как КПРФ. Радикалы, конечно, более витальны, но даже Вольтер, наверное, раздумал бы умирать за свободу слова для ДПНИ. Управляемая демократия подразумевает и управляемую свободу слова – в конце концов с этим можно было бы смириться, если б управление было на что-то похоже.
Главный принцип управления - лояльность в обмен на свободу хозяйственной деятельности, - восторжествовавший на телевидении в последние пять лет, дал уж совсем чудовищные плоды.
Госканалы с упоением погрузились в воссоздание брежневской реальности с хлеборобами, парадными шоу про генсека (президента) и радостью трудящихся масс. Однако эти пасторали уж совсем радикально расходятся с реалиями российской жизни, особенно в том, что касается провинции. Пока это сходит с рук – но только благодаря равнодушию зрителя, занятого своими делами. В критической ситуации, когда у населения проснется реальный интерес к политике, госканалы со своими потоками патоки не имеют шансов на выживание.
Сейчас такая мысль может показаться странной. Единственной угрозой гегемонии Первого канала является Второй канал или, на худой конец, НТВ; трудно представить, что кто-то с улицы может бросить вызов программе «Время». Однако представить - необходимо, Мининформ рапортует о стремительной интернетизации населения России. А поставить интернет под контроль технически крайне сложно, и уж совсем затруднительно бороться с блогами.
В нынешней России блоги стали едва ли не главным поставщиком информации. По свежести и уникальности сведений они обошли лучшие новостные агентства – просто потому, что блоггеры представляют собой грандиозную сеть корреспондентов, максимально приближенную к реальности даже в самых экзотических местах. Интернет-дневники велись из обстреливаемых Бейрута и Багдада; о побоище в Андижане мир узнал во многом благодаря блогам; киргизская «цветная революция» транслировалась практически онлайн. Важнейшую, если не ключевую роль интернет – уже не только блоги, но и сетевые СМИ – сыграл и для информационной подготовки такого успешного проекта, как «оранжевая революция». Правительство Кучмы тоже считало, что контроля за основными телеканалами достаточно для победы, а Ющенко с Тимошенко тем временем провели мощнейшую контрпропагандистскую кампанию. Она не могла, конечно, сравниться по охвату с телевидением, зато затронула прежде всего активную часть населения: тех, кто кликнул и прочитал, а потом кинул клич ехать на Майдан. В конце концов, социологи давно подсчитали, что для перемен в обществе достаточно деятельного участия всего 10% населения – при пассивности всех остальных. А интернетизация России уже составляет 17%.
Нынешнее ДПНИ, собственно, тоже состоялось во многом благодаря эффективному сайту и активнейшей кампании в ЖЖ. Вожди и офицеры движения не зря носят название «координаторы» - они и скоординировали соратников, направив их в Кондопогу. На это госканалы смогли отреагировать только невнятным бубнежом, так же провалив информационную кампанию, как местные милиционеры – охрану порядка. Фактически ДПНИ стало единственным информацимонным источником по событиям в Кондопоге, а в наш медийный век из этого следует, что оно монопольно их контролировало. К чему это в результате привело, все видели.
Если учесть, что Кондопога случилась в момент относительного общественного спокойствия, то даже увеличенные бюджеты на СМИ не выглядят как панацея. Немалые средства, выделенные на телеканалы, нужно срочно направить не на «расширение охвата», а на смену всей концепции вещания. Брежневскую идиллию надо гнать вон; телевидение должно стать конкурентным, то есть, информационным и драматичным, если, конечно власть еще - власть, а не клуб самоубийц.
дизайн интерьера двухкомнатной квартиры