События в Кондопоге никак не могут закончиться. В понедельник 4 сентября здесь прошли новые попытки погромов и поджогов, общее настроение в городе и в Карелии остается весьма напряженным.
На данный момент единой версии происшедшего нет. Первое объяснение – криминальные разборки: стычку и погром в Кондопоге приписывают дележу территории между бандитами: якобы «славянские гангстеры» вытесняют из бизнеса чеченских и/или кавказских. На этой версии особенно склонны настаивать правоохранительные органы – по сообщению Генпрокуратуры, на вечер понедельника «сведениями о межнациональном мотиве убийств в Кондопоге следствие пока не располагает». Еще одно объяснение связывает события с предстоящими в республике выборами – об этой версии, правда, всерьез почти перестали говорить. Наконец, называют происшедшее и просто хулиганством, массовым выбросом адреналина у заскучавших кондопогских подростков.
Все эти пересуды, однако, совершенно бессмысленны, поскольку как бы то ни было, в общественном сознании конфликт прочно стал межнациональным. Генпрокуратуре еще предстоит дать оценку действиям Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), причастность которого к событиям в Кондопоге уже широко известна. Делегация представителей движения, возглавляемая его верховным координатором Александром Беловым (Поткиным), выехала в Карелию еще после первой ночи погромов. Белов активно выступал на «сходе» горожан – во многом с его подачи там постановили «в 24 часа всех лиц чеченской национальности выселить в Чечню», а после этого «выступить с законодательной инициативой о лишении права кавказцам проживать в республике». Вечером после митинга и на следующий день погромы и поджоги продолжились. ДПНИ также развернуло активную публичную кампанию – лидеры движения выступили на карельском телевидении и встретились с руководством республики и местных силовых структур, на сайте организации выложены подробные инструкции, как еще можно поддержать кондопогцев. В оценке происходящего ДПНИ не сомневается – «речь сегодня идёт о попытках самозащиты русских от нерусских убийц». Понятно, что такие формулировки только провоцируют и без того ожесточенных людей.
Чеченские вожди выступают под стать ДПНИ. Рамзан Кадыров в своем комментарии «ответственно заявил», что «если карельские власти не могут найти формы и методы урегулирования ситуации, то мы сумеем найти правовые методы, способные привести ситуацию в правовое русло». Неудивительно, что в городе циркулируют слухи о том, что разгневанные чеченцы обещают устроить здесь «второй Беслан», если местные не угомонятся. Власти Карелии на это смогли только посоветовать Кадырову «не размахивать шашкой».
Официальных комментариев центра по-прежнему нет. В Кондопогу выехали члены Общественной палаты, парламентарии Чечни и два автобуса с участниками движения «Наши», однако о реальных результатах их деятельности ничего не известно. Никто выше главы Карелии Сергея Катанандова ситуацию пока не комментировал, из политических партий высказалась только КПРФ – по словам Геннадия Зюганова, речь идет не о межнациональном, а о социальном конфликте, вызванном низким уровнем жизни как кавказцев, так и жителей основной части России. Центральные телеканалы после долгого молчания начали давать репортажи из Кондопоги, однако в них прослеживается только желание возложить всю вину на местные власти.
Тем временем в Карелии задержали троих чеченцев, подозреваемых в убийстве Сергея Усина и Григория Слизова. По данным местной прокуратуры, их зарезали Ислам Магомадов, Асламбек Баканаев и Саид Эдисультанов – всех их диаспора выдала сама. После этого к чрезвычайным мерам власти Карелии прибегать не стали – в Кондопоге, к примеру, не ввели комендантский час, только запретили торговать водкой. При этом власти всерьез опасаются нового витка беспорядков не только в Кондопоге, но и в столице республики Петрозаводске.
На крайнюю серьезность ситуации указывает еще ряд косвенных признаков: и очень медленное затухание конфликта, и затяжное молчание Кремля – при аврале власти выжидают, чтобы первые страсти улеглись. Впрочем, масштаб проблемы и так очевиден, непонятно только, с какого конца за нее браться. Первые действия ясны – нужно поймать убийц (уже сделано), пресечь действия погромщиков (они получили по 15 суток), а после этого всерьез взяться за провокаторов-националистов - и неважно, какой они национальности. Никакого ДПНИ впредь в Кондопоге быть не должно, Кадырова, разумеется, тоже. Но затем все же придется думать и о таких глобальных вещах, как межнациональная напряженность, социальные тяготы, правовой беспредел, как бы это ни было сложно, особенно перед выборами. Ведь именно эта триада в конечном счете и создает в сотнях российских кондопог почву для погромов.
дизайн интерьера коттеджа