Вот уже почти год российские власти с планомерностью, достойной лучшего применения, пытаются вписать некоммерческие организации в общую аппаратно-управленческую структуру, обычно именуемую «вертикалью». На прошлой неделе после статьи Олега Кашина в «Известиях» - речь шла, напомним, о том, что некоторые неправительственные организации финансируются США – Государственная Дума решила направить в Минюст протокольное поручение, главным фигурантом которого станут все те же злосчастные НКО. Профильные комитеты Госдумы запросят у Министерства юстиции «информацию об объемах грантов, полученных российскими общественными объединениями и некоммерческими организациями из-за рубежа». Кроме того, думцев заинтересовали отправители грантов, их получатели, а также мероприятия, проведенные НКО на деньги иностранных спонсоров. Вся эта история вполне бы могла стать очередной иллюстрацией к схеме «Газета выступила. Что сделано?», которую у нас зря считают эксклюзивно советской. Везде в мире скандалы раскручиваются ровно так же; взять хоть последний и самый громкий - с тюрьмой Абу-Грейб.* Но «Известия» к тому же и не были первопроходцами, история с НКО началась задолго до них.
В ноябре прошлого года, после августовской встречи Владимира Путина с правозащитниками, на которой президент весьма недвусмысленно высказался о зарубежном финансировании НКО, Государственная Дума начала рассмотрение изменений в федеральный закон «О некоммерческих организациях». После череды затяжных скандалов, обращений американских конгрессменов к президенту, попыток Общественной Палаты проконтролировать процесс законотворчества etc, поправки были приняты в мягкой редакции. Депутаты Госдумы, как им частенько свойственно, бросили «пробный шар», вынеся на общественное обсуждение весьма странный проект, согласно которому уведомлять «соответствующие органы» о своем существовании обязывались чуть ли не пенсионеры, собирающиеся вечером на лавочке. Даже если у этих пенсионеров нет «образования юридического лица». Разумеется, подобные благоглупости после итогового заключения, направленного в Думу администрацией президента, были смягчены или вовсе убраны.
Тогдашняя буря возмущения была очевидным доказательством того, что сами НКО спрашивать никто ни о чем не собирался и не собирается впредь. Количество организаций на деле (и в регионах это ощутимо куда явственней) в России так и не переросло в качество. Парадоксальная ситуация, при которой общество о существовании общественных организаций даже не подозревает, и породило те злополучные поправки, против которых бились НКО. В современной России легитимным субъектом общественно-политического процесса до сих пор выступает только исполнительная власть всех уровней. Даже депутаты (как Госдумы, так и местных законодательных собраний), пользуются гораздо меньшей поддержкой. НКО же до сих пор играют в этой пьесе роль безмолвных статистов с незапоминающимися лицами, ведя какую-то свою, сокрытую от посторонних глаз, жизнь. Следствием этого стала непрозрачность деятельности многих некоммерческих и неправительственных организаций. Оказалось, что коррупция, в которой так любят упрекать власть правозащитники, свойственна и НКО. Поправки к законодательству должны были решить накопившиеся проблемы, но как водится, создали новые.
18 апреля 2006 года вступили в силу изменения в федеральный закон «О некоммерческих организациях», согласно которым в течение полугода все иностранные некоммерческие организации должны были пройти перерегистрацию. В противном случае их деятельность на территории России будет прекращена. Последний день, когда НКО могут подать документы на включение в государственный реестр, - 18 октября. По словам начальника управления по делам политических партий, регистрации религиозных, общественных и иных организаций Росрегистрации Алексея Жафярова, пока процедуру регистрации прошли только семь из полутысячи представительств зарубежных НКО. В соответствии с действующим законодательством, правоспособностью в России обладают только представительства зарубежных некоммерческих организаций, внесенные в государственный реестр. Внесение в реестр является бесплатным и производится один раз - на весь период деятельности представительства в России. Отказ в регистрации возможен только в случае предоставления заведомо недостоверной информации, а также в случае, если деятельность организации противоречит российскому законодательству. В общем, на первый взгляд все очень либерально, и бояться НКО фактически нечего.
Но столь короткий срок, оставшийся до окончания регистрации, и столь малое число зарегистрированных НКО - грустный симптом. Очевидно, привыкшие к отчасти реальным, отчасти придуманным недовольствам властей их деятельностью, НКО выжидают и надеются, что ситуацию переиграют. Ведь странно было бы предполагать, что только семь организаций, работающих в России, кристально честны, а все остальные – потенциальные нарушители закона. Поверить в это – даже после всех «шпионских скандалов» и громких разоблачений – решительно невозможно.
Впрочем, во всей этой истории есть один нюанс, многое объясняющий. Уже осенью на НКО свалится еще одна беда: ЦИК выступит с предложением ввести для некоммерческих организаций ограничения, которые распространяются на партии. Речь, очевидно, идет о тех НКО, которые в свою очередь выступают спонсорами политического процесса, а на самом деле являются промежуточным звеном между грантодателями (иностранными государствами) и грантополучателями (российскими партиями). Если «Единая Россия», отнесшаяся к инициативе ЦИКа весьма благосклонно, проект поддержит, то НКО не смогут принимать деньги от иностранцев - от органов власти и компаний, где доля государства составляет более трети. Скорее всего, к перерегистрации некоторые иностранные представительства НКО отнеслись столь холодно именно потому, что они уж точно знают, что, едва получив разрешение на деятельность, вынуждены будут закрыться. Уже на других основаниях, не имеющих к новой редакции закона «О некоммерческих организациях», казалось бы, никакого отношения.
Как будет выглядеть пространство общественного действия после 18 октября, пока сложно судить. Одно, впрочем, ясно доподлинно: несмотря на многочисленные «шаги друг к другу», власть и некоммерческие организации до сих пор разделены стеной неприязни и подозрений. И никакое законодательство эту стену сломать не в состоянии, потому что гражданское общество строится не на юридических формулировках, а на взаимном доверии, которого нет и не предвидится.
* Как раз сегодня мы публикуем статью о завершении скандала, начатого газетной публикацией: "Президент Буш выступил с очередным посланием к стране, где неожиданно стал адвокатом "секретных тюрем ЦРУ".
обслуживание компьютеров организаций