Налоговики Удмуртии выиграли судебный процесс против компании, платившей зарплаты «в конвертах». Как сообщают «Ведомости», успех настолько вдохновил начальство Федеральной налоговой службы (ФНС), что оно разослало во все филиалы описание процесса с пометкой «Для анализа и использования в работе». Ключевым моментом обвинения оказались косвенные улики. Прямых доказательств того, что сервисная компания «Редуктор-Энерго» в 2001-2003 годах платила зарплату в конвертах, у ФНС было немного: только результаты опроса 11 из 100 сотрудников фирмы – те признались, что расписывались в двух платежных ведомостях, – и данные с двух системных блоков, изъятых на фирме. О них в компании заявили, что компьютеры принадлежат не компании, а отдельным сотрудникам.
Основным козырем ФНС стала сравнительная работа. Налоговики посмотрели данные по средней зарплате в отрасли в указанный период, и нашли, что «Редуктор» платил персоналу в несколько раз меньше обычного, заодно не доплачивая премиальные и сверхурочные. При этом некоторые сотрудники перешли в фирму, серьезно потеряв в зарплате (официальной). Суд подтвердил, что это «противоречит здравому смыслу». Расчеты недоимок тоже показались убедительными сразу трем арбитражным инстанциям, заключившим, что Налоговый кодекс дает ФНС право определять суммы сборов «расчетным путем на основании данных об аналогичных налогоплательщиках». В результате «Редуктор-Энерго» загремело более чем на 4 млн рублей – штрафы и доначисления, – а в инспекции уже готовят крупномасштабное наступление: в одной Москве могут проверить до 40 тысяч предприятий, зарплата на которых почему-то ниже прожиточного минимума.
Формально закон в Удмуртии, конечно, восторжествовал, однако на самом деле радоваться здесь особенно нечему. Прежде всего, проблема в том, каким образом эта победа была достигнута. Конечно, никаких сомнений в том, что на «Редукторе» платили серые зарплаты, у здравомыслящего человека нет и быть не может, тем более что треть этих здравомыслящих людей сама получает деньги в конвертах – по данным Минфина, около 30% фонда оплаты труда в России по-прежнему остается «в тени». Учитывая склонность наших чиновников к приятным округлениям в свою пользу, к этой цифре можно добавить и еще 5-10%. Однако массовость нарушения отнюдь не избавляет истцов от необходимости доказывать факт этого нарушения в каждом конкретном случае.
«Здравый смысл» же для российской судебной практики – самая убийственная вещь, которую только можно предложить. Собственно, суд в принципе не должен оперировать такой категорией, он должен следовать юридической логике с ее четко прописанной системой правил. В наших условиях, к сожалению, и это-то часто неспособно помешать судам выносить самые неожиданные решения, которые, по гоголевскому выражению, «не только не имеют никакого подобия правды, но даже просто ни на что не имеют подобия». Однако здесь есть хотя бы потребность в некотором наборе доказательств, при отсутствии которых можно хотя бы оспорить решение. Если же «здравый смысл подсказывает» и «другие так делают» станут достаточными аргументами для судебного процесса, мы можем уехать очень далеко: такой уж необъятный открывается простор для махинаций. В конце концов, это с «Редуктор-Энерго» всем все ясно, но на нормальном судебном процессе истина не столь очевидна – и до нее нужно докапываться по всем правилам.
Однако поход против серых зарплат плох не только по форме, но и по содержанию. Налоговиков, конечно, можно понять, они делают свою работу. И вообще налоги надо платить, не говоря уж о том, что у нас плоская шкала подоходного налога, и он один из самых низких в мире. Однако налог на фонд заработной платы весьма существенен, а общие налоговые выплаты таковы, что для многих компаний, особенно мелкого и среднего бизнеса, платить все – прямой путь к разорению. Соответственно, просто вытрясать недоимки - значит загнать проблему внутрь, а уходить от налогов с помощью все более хитроумных схем русский человек научился. А из этого следует, что вместо мытарей или хотя бы вместе с мытарями должны работать законотворцы. Кстати, предыдущий раунд «выхода из тени», имевший место несколько лет назад, произошел как раз от пересмотра налоговых ставок, а не благодаря судебной активности ФНС.
К сожалению, организовать карательную экспедицию всегда проще (и приятнее), чем пересмотреть политику, особенно в такой тонкой материи, как налогообложение. Тем не менее, если власть в самом деле хочет, чтобы деньги в конвертах передавались только на свадьбах и днях рождения, ей нет смысла санкционировать наложение штрафов по одному подозрению. Это приведет разве что к еще большему оттопыриванию карманов у сотрудников ФНС и к отмиранию части мелких фирм. Оздоровление экономики, рост доходной части бюджета и тому подобные вещи достигаются более сложными методами.
профессиональный фотограф москва