Сегодня в России объявлен траур. Из обломков Ту-154, следовавшего рейсом Анапа-Петербург, извлечены все тела – их оказалось 171, а не 170, как сообщалось вчера: по-видимому, на борт в последний момент подсадили еще пассажира. Оба черных ящика были найдены еще вчера утром, они находятся в удовлетворительном состоянии. Над их расшифровкой будут работать в Москве, процесс должен занять около 10 дней. Семьи погибших получат компенсации, примерно по 10 тысяч евро.
То, как именно самолет падал, установлено достаточно четко. Ту-154 оказался над Донецкой областью в 15:30 – как раз в момент наибольшего усиления грозы, начавшейся в 14:30 и длившейся около трех часов. Авария привела к тому, что машина начала падать, беспорядочно крутясь, затем, по словам очевидцев, ненадолго зависла в воздухе, после чего плашмя рухнула на землю с высоты чуть менее километра. Обломки разбросало по очень небольшой площади, но сохранившееся топливо еще долго горело, что затруднило работу спасателей и сделало почти невозможным внешнее опознание погибших.
Обстоятельства трагедии теперь понятны, но с причинами катастрофы по-прежнему нет ясности. Официально не отброшена пока ни одна из версий, включая теракт. В подрыв самолета эксперты не верят, поскольку тогда машина развалилась бы в воздухе, а обломки раскидало бы по большой площади. Тем не менее, не исключено, что машину могли поджечь – некоторые очевидцы говорили, что Ту горел при падении, кроме того, характеристика тел погибших «как восковых» может указывать на отравление угарным газом. Вскрытия, однако, еще не проводилось.
Основной версией, однако, по-прежнему остается крушение из-за метеоусловий. Гроза для самолета была очень неудачной – край облаков проходил слишком высоко, чтобы Ту-154 мог его облететь, пройти между ними тоже было невозможно, поскольку облачность была сплошной. В такой ситуации у самолета было два варианта – возвращаться на запасной аэродром или попытаться облететь опасную зону. Запрос диспетчерам был направлен именно на второй маневр, пилоты просили разрешения пройти на 20 км восточнее курса. Неизвестно, однако, удалось бы им при этом выполнить инструкцию, предписывающую держать дистанцию не менее 10 км до грозового фронта.
Как предполагают «Новые известия», экипаж мог попытаться нарушить правила и проскочить, чтобы не попасть под санкции. Авиакомпании без симпатии относятся к перерасходу топлива, и если бы машина пошла на экстренную посадку, все члены команды (включая стюардесс) получили бы штраф. Это объясняет, каким образом самолет мог попасть в зону непогоды, однако по-прежнему не дает ответа, как именно он свалился в плоский штопор, из которого Ту-154 уже не выходят.
В качестве причины эксперты называют либо турбулентность, либо удар молнии. В принципе, считается, что первое вообще не способно обрушить самолет такого класса, а второе, хотя и представляет опасность, тоже не обязательно заканчивается катастрофой – чаще аварийной посадкой из-за неисправного оборудования. На Ту-154 могли отказать приборы навигации, однако в этом случае пилоты могли продолжать идти по визуальным ориентирам и указаниям диспетчеров. Более опасным – и вероятным – вариантом в данном случае было повреждение двигателей: в такой ситуации дотянуть даже 40 км до Донецка уже не получалось, и надо было идти на аварийную посадку через грозовой фронт, уникальный для этих широт по своей мощи. Похоже, если пилоты, чью компетенцию не ставит под сомнение никто, и сделали все возможное, то машина такого теста не выдержала. Впрочем, окончательный ответ на вопрос, что же погубило Ту-154 – причуды климата, боязнь штрафа или очередные фанатики – дадут только в Межгосударственном авиационном комитете, где уже работают над расшифровкой черных ящиков.
нужны услуги свадебного фотографа