В среду премьер-министр новейшей Украины Виктор Янукович провел в Сочи переговоры со своим коллегой Михаилом Фрадковым. Переговоры свелись к одной теме – ценам на газ. Об измеряемых в долларах изменениях оплаты за тысячу кубометров пока не сообщалось, в будущем обещано продолжить переговоры уже без участия столь высоких лиц, на уровне профильных ведомств.
Газ, наряду с НАТО и статусом русского языка, входит на Украине в стабильную тройку вопросов, вызывающих наибольший интерес у публики. Если учесть, что долгосрочного решения по ценам на топливо не получилось даже по итогам зимней войны, выбор темы для международного дебюта у Януковича был довольно очевиден. Более того, им была разыграна комбинация, не без изящества увязавшая газ со вторым вопросом, волнующим Россию – вступлением Украины в НАТО.
Ключевым здесь стало недавнее заявление Януковича о том, что вопрос со вступлением в Альянс можно будет решить сообща правительству, президенту и парламенту. В переводе с украинского политического на русский обычный это означало, что новый премьер готов запросто сдать референдум, за который шла долгая битва при подписании Универсала. Проведение референдума фактически обозначает отказ от вступления в НАТО. Продавить его через всенародное голосование будет крайне сложно – идея поспешной североатлантической интеграции пользуется сейчас поддержкой не более, чем трети населения. Впрочем, через несколько дней Янукович дал обратный ход, но слово - не воробей: референдум перестал быть той священной коровой, за которую вроде бы держалась Партия Регионов. Такая демонстрация всей широты политической амплитуды накануне переговоров с Фрадковым имела понятный смысл.
Фактически, речь идет о нормальном политическом шантаже: Янукович ставит Москву перед выбором – либо Украине снизят цены на газ, либо страна уйдет в НАТО. Хотя бы относительный успех в борьбе за топливо стал бы для нового премьера восхитительным политическим пиаром, да и экономические резоны очевидны: промышленные предприятия, особенно на базе Януковича, в развитых восточных регионах, очень заинтересованы в недорогом газе. Украинский месседж, таким образом, загадки не представляет, другой вопрос – как отреагирует Москва.
Газовая политика России в последнее время переводилась на строго рыночные основания такими темпами, что первым пятилеткам и не снилось. Советская система, при которой Сибирь продолжала питать российских соседей дешевым топливом, в самом деле никуда не годилась, и радикальные реформы назрели давно. Тем не менее, сейчас, возможно, как раз тот самый момент, когда с радикальностью пора завязывать, и стоит несколько откатиться назад, на золотую середину. «Газпром» благодаря рыночным ценам на топливо стал не только самым грандиозным российским (и не только) предприятием, но и основным инструментом нашей внешней политики, а отечественная политическая и топливная элиты во многом уже слились друг с другом. Однако подменить страну «Газпромом» вряд ли есть решение высшей государственной мудрости, а собирание земель русских все-таки больше тянет на национальную идею, нежели наращивание сверхдоходов одной отдельно взятой компании. В конце концов Украина - часть русского мира, а восточная Украина - просто продолжение России по ту сторону границы.
Насколько Москва готова снижать цены, пока непонятно. Янукович по итогам переговоров в среду резюмировал, что «схемы будут рыночными, а механизмы образования цен будут прозрачными». На фоне прозвучавшего ранее заявления о необходимости приостановить темпы принятия Плана действий о вступлении Украины в НАТО это указывает на достигнутый с Фрадковым компромисс. Однако из слов самого Фрадкова следует, что Россия все равно будет исходить прежде всего из договоренностей, достигнутых в начале 2006 года, а дальнейшие переговоры «будут непростыми». Это указывает на желание Москвы сидеть сразу на двух стульях и, при сердечной готовности поддерживать родственную нам Украину, особенно Украину с Януковичем, все же как следует подоить местных пользователей газа, тех самых, что привели Януковича к власти. В принципе стремление удержать завоеванные в январе позиции вполне понятно, однако с двух стульев придется все-таки слезть, выбрав либо надежную синицу газпромовского обогащения, либо призрачного журавля в небе над русским миром.
профессиональный свадебный фотограф