В четверг правительство РФ утвердило федеральную целевую программу по развитию Курильских островов, уникальную по масштабам России. Министры под руководством Медведева постановили в 2007-2015 годах тратить на одного жителя Курил по $1 тысяче в месяц. Для сравнения, чешские госрасходы на одного гражданина меньше на 40%, не тратят столько на каждого подданного и в Японии. Даже до расходов США эта сумма не дотягивает всего на 30-35%. Общая сумма вложений до 2015 года составит 17,9 млрд рублей.
Авторы программы понимают, что такое внимание к региону обеспечено «геостратегической ценностью Курильских островов». Иными словами, Москва решила раз и навсегда доказать японцам, что геостратегическую губу на острова раскатывать не надо: это не только формально территория РФ. Возродить Курилы и интегрировать их в Россию было бы в самом деле изящным решением проблемы – однако работы здесь непочатый край: с 1990 года отсюда уехала почти половина жителей – это рекордная убыль населения для России, даже в Чечне дела идут лучше. Из оставшихся 6,5 тысяч (данные «Коммерсанта») большая часть – это военные и пограничники. Единственный аэропорт, как ехидно напомнил Сергей Иванов, японцы построили еще во Вторую мировую для взлета камикадзе.
Все это, однако, не смущает наш Белый дом: там уже пообещали даже «увеличение привлекательности Курил как места жительства». На островах построят всепогодный аэропорт, вложат деньги в дороги, рыбную ловлю – в этой зоне Россия добывает до 1/5 всех своих морских биоресурсов. Проведут даже проверку насчет полезных ископаемых: они здесь есть, но сколько – никто не знает. Словом, если все заявленное будет реализовано, на Курилах действительно начнется новая жизнь. К сожалению, России в целом от этого не станет ни холодно, ни жарко.
Непонятно уже то, что выйдет из всей этой затеи: можно отписать островам хоть весь Стабфонд, но осваивать деньги там все равно некому, и учитывая, что все Южные Курилы – одна большая приграничная территория, так просто гастарбайтеров сюда не навезешь. Главная проблема, однако, в самом выборе цели. При всем уважении к Курилам, для жизни страны они принципиальной роли не играют: в России полно более значимых регионов, которым отчаянно нужны и деньги, и реформы. Власти много говорят о проблеме депопуляции азиатской части России, однако решаться она будет не на Курилах, а в Красноярском крае, Хабаровском крае или республике Саха (Якутия). Даже добывать нефть на островах пока нет смысла: инфраструктура не развивается сейчас даже в основных местах добычи ископаемых на суше, налаживать ее с нуля и на воде, мягко говоря, нерационально. Наконец, никто явно не задумался о психологическом факторе: невероятные денежные вливания в Курилы не подтолкнут жителей других регионов Сибири и Дальнего Востока перебираться на острова, а только вызовут у них обиду и раздражение. Надо сказать, вполне оправданные.
Судя по всему, власти наконец-то сочли социально-экономическую сферу своим приоритетом и решили вовсю за нее взяться. Собственно, отсюда растут ноги и у нацпроектов – первых пробных шаров в этой области, – и у недавней индексации пенсий. Разрекламированное повышение стипендий, правда, оказалось громкой пиар-уткой – выплаты увеличили только паре тысяч человек, получающих «специальные» госстипендии. СМИ в этом не разобрались, и в результате правительству, которое как-то деликатно воздержалось от уточнений, еще предстоит отбиваться от негодующих студентов-бюджетников, которые пока нежатся на каникулах в ожидании щедрой прибавки, но скоро, вернувшись в институты, обнаружат облом. Тем не менее, и этот пиар был направлен на улучшение имиджа в том, что касается «социалки», да и фактический рост выплат учащимся неизбежен: это всегда происходит под выборы.
Проблема со всеми этими акциями состоит в том, что за ними не прослеживается никакой внятной экономической мысли. Направление риторики улавливают уже и дальше по вертикали: «Единая Россия» разрабатывает схемы, чтобы законно тратить деньги на избирателей-пенсионеров, а лужковский зам Ресин сурово ругает застройщиков за рост цен на жилье. Однако трудно отделаться от мысли, что им всем, в сущности, наплевать на социально-экономическую политику, не говоря уж о продуманной стратегии. Правительство на Курилах хочет показать геополитический кукиш японцам, «Единая Россия» уже вся мыслью на избирательных участках, а Ресин просто сбивает социальное напряжение, вызванное бутовцами, и играет в доброго следователя.
И все они верят во всепобеждающую силу денег. И Белый дом, и парламент, и Ресин, и, конечно же, Кремль убеждены, что если дать на что-то миллиард или десять миллиардов и сопроводить хорошим пиаром, то все автоматически решится само собой: и проблема исчезнет, и можно будет до кучи получить частную выгоду по делам, с ней напрямую не связанным. Российская элита, воодушевленная ценой на баррель, верит в простую зависимость между количеством денег и отсутствием проблем. Хотя и геополитику, и даже социалку бессмысленно брать нахрапом; надо все-же представлять не только то, что делается в данный момент, но и как оно повлияет на общее положение дел в стране, и что из этого выйдет через двадцать лет. Иначе получится, как с акцизными марками, только последствия выйдут менее поправимыми.
свадебный фотограф зеленоград