Парламент Грузии порекомендовал своему правительству срочно приняться за вывод миротворцев из Абхазии и Южной Осетии. 144 депутата не дотерпели неделю до регулярного заседания и на внеочередном единодушно приняли резолюцию «О миротворческих операциях в зонах конфликтов в Грузии». Госминистр Георгий Хаиндрава уже отрапортовал, что постановление правительства будет выполнено в кратчайшие сроки. Что особенно трогательно, за Грузией последовала и Молдавия – председатель местного парламента Мариан Лупу тут же призвал убрать российских миротворцев из Приднестровья.
Молдаван всерьез никто слушать не будет, конечно, а вот с Грузией ситуация посложнее. Недовольство российским воинским контингентом (500 солдат в Южной Осетии и 1300 – в Абхазии) здесь выражают давно и эмоционально, хотя до сих пор до официальных заявлений дело не доходило. Сейчас ситуация переходит в ранг формального межгосударственного скандала, точнее, получает такую возможность: в постановлении для вывода войск не дано никаких временных ориентиров, так что всю историю можно в любой момент заморозить. Саакашвили уже разъяснил, что окончательное решение примет на этой неделе, после встречи с Путиным.
Непритязательную грузинскую комбинацию разгадывать не надо: парой дней раньше Тбилиси заявил, что отзовет свою подпись под документом, одобряющим вступление России в ВТО. Москве предлагается нехитрый размен: сдать непризнанные республики в обмен на Всемирную торговую организацию. В России, правда, попытались было возразить, что для отзыва подписи оснований нет, но эту тему в итоге замяли обе стороны: возиться с серьезными судебными разбирательствами, тем более на глазах у всего мира, никому не хочется. Препирательство прежде всего политическое.
В изложении политиков и дикторов ТВ грузинский ход выглядит гладко и изящно. Действительно, в Тбилиси сообразили вытащить на свет божий то единственное средство, которым грузины могут реально надавить на Москву. Однако при столкновении с практикой эта идея тоже не выглядит столь безотказной. Прежде всего, настораживает неуместная поспешность грузинского парламента: дело в том, что мандат российских миротворцев вполне официально истекает 15 октября 2006 года. Подождав всего три месяца, Грузия получила бы возможность играть ту же партию с более сильными картами: оправдывать свое присутствие после этой даты России было бы на порядок сложнее. Непродуманная поспешность, скорее всего, объясняется тем, что запрет на импорт грузинских вин и «Боржоми», несмотря на бравую риторику местных политиков, все-таки серьезно ударил по Грузии, и решать вопрос нужно побыстрее. Что дает Москве неплохой козырь – бюрократическое умение тянуть время по пустякам здесь будет как нельзя кстати.
Главная проблема Тбилиси, однако, даже не в этом. Абхазия и Южная Осетия уже заявили, что российских миротворцев они ни за что не отпустят. Действительно, присутствие России остается основным, если не единственным фактором, предотвращающим вооруженный конфликт между метрополией и сепаратистами. Дело даже не в фактической мощи контингента – основные усилия российских военных заключаются в подготовке к войне местных сил самообороны. Однако сейчас атака на Абхазию с Осетией автоматически означает конфликт со всей Россией, которая легко может увеличить число своих солдат на порядок – не зря у грузинской границы недавно проводились масштабные учения. Недопустимость такого сценария понимает если не сам оголтелый министр обороны Ираклий Окруашвили, то, по крайней мере, те, кто отдает ему приказы.
В результате, исход нынешнего конфликта с Грузией уже в который раз зависит от того, кто лучше управляется с психологическими войнами. Пессимистические сценарии предполагают либо сдачу Россией осетин с абхазами за понюшку ВТО, либо, наоборот, окончательное впадение грузинского руководства в состояние берсерка – что совсем не вдохновляет, учитывая, что провокации на осетинской границе и так растут по экспоненте. Однако радикальные варианты все же не кажутся очень вероятными – Саакашвили только вернулся из вашингтонского обкома и явно понимает, что за еще одну войну на Востоке его никто не похвалит. России же, собственно, держаться за запрет вин с «Боржоми» тоже особых резонов нет, и возможно, сейчас самое время сбросить эту карту. Непонятно только одно: сколько времени будет зреть это соломоново решение – как показывает опыт последних контактов Москвы и Тбилиси, процесс может быть скандальным и бессмысленно затянутым.