Вторжение Израиля в Ливан может заслужить название «новой странной войны». Впрочем, Израиль в полной мере расхлёбывает сегодня последствия всех своих предыдущих ошибок. Начав капитулировать 13 лет назад, еврейское государство, видимо, должно пройти эту дорогу до конца; начав сдавать оккупированные территории, оно рано или поздно сдаст и свои. С другой стороны, не капитулировать было сложно. Ведь палестинцы применили против Израиля то оружие, которое эффективнее всех остальных видов оружия вместе взятых – демографическое, усиленное информационно-пропагандистским. Если у противника рождаемость в разы больше, да к тому же его бойцы не боятся смерти, то остаётся два выхода – устроить против него геноцид или капитулировать. Третьего не дано. Демократические государства на геноцид как-то обычно не решаются. Результаты перманентной еврейской капитуляции мы и наблюдаем сегодня.
Лучшая в мире (а лучшая ли теперь?) израильская армия пропустила два удара подряд, которые для неё иначе как позором не назовёшь. Речь идёт о нападениях палестинских и ливанских боевиков на блокпосты ЦАХАЛ, которые привели к гибели 10 и пленению 3 израильских солдат. Если первый случай (на границе с Газой) ещё можно было считать досадной случайностью, то два случая подряд – уже очевидный позор. Ещё большее впечатление позора производят последующие действия израильтян, в связи с которыми напрашивается фраза «в бессильной злобе…». Евреи, до сих пор не вернув капрала Шалита из Газы, бросились громить Ливан, спасая двух других солдат. Не спасён до сих пор никто, только потери растут с обеих сторон.
Сравнивать военные потенциалы Израиля и Ливана бессмысленно, это совершенно несопоставимые величины по количеству и качеству вооружений и уровню боевой подготовки. Три сотни древних танков Т-55 и М48, примерно столько же артиллерийских стволов, полсотни старых ПТРК – всё, что может противопоставить Ливан мощнейшей машине ЦАХАЛ. Он, собственно, и не пытается ничего противопоставить, ливанская армия, одна из слабейших на Ближнем Востоке, в боях не участвует. Израиль быстро и эффективно разрушает инфраструктуру страны (аэропорты, мосты, дороги, электростанции) ударами с воздуха и моря. Ливан ведь не имеет ни ВВС, ни ПВО, ни флота. За что ж его так? Ведь ничего он не может сделать с шиитскими боевиками из «Хезболлаха», просто не имеет ресурсов. Формально, конечно, можно сказать, что в этом он и виноват. Беда в том, что от израильских ударов Ливан пострадает, а «Хезболлах» - не очень. Вполне вероятно, что он, наоборот, испытает прилив сил не только в переносном, но и в прямом смысле – вместо убитых боевиков в организацию придёт гораздо больше новых. Разрушение нескольких штабных зданий и ретрансляционных вышек никакой серьёзной проблемы для боевиков не составят. Они заведомо рассчитывают на то, что по ним будут наноситься такие удары. Партизанская война вообще не подразумевает привязанности к инфраструктуре. Кроме того, все потери будут компенсированы: за боевиками стоят внешние силы – Иран и, в несколько меньшей степени, Сирия.
Действия израильтян против мостов, дорог и аэропортов логичны – они хотят разрушить коммуникации боевиков, не допустить, с одной стороны, вывоза своих пленных на север Ливана или даже за его пределы, с другой – притока шиитским боевикам оружия извне. То, что против ЦАХАЛ работает иранское оружие – очевидно.
Во-первых, речь идёт о неуправляемых реактивных снарядах (НУРСах), которые стали падать на города и посёлки северного Израиля. По инерции их сначала назвали «катюшами». Это название давно стало интернациональным, под ним принято понимать не только РСЗО БМ-13, которая первой получила это имя во время Великой Отечественной, но все старые советские РСЗО и их реактивные снаряды, которые могут запускаться не только с установок заводского изготовления, но и с различного рода кустарных станков. Таких «катюш» по всему миру сотни тысяч. Однако дальность НУРСов не превышает 10 км. Даже более современная и самая распространённая в мире РСЗО БМ-21 «Град» имеет дальность стрельбы 20,5 км. Сегодня ракеты с юга Ливана достают до Хайфы, т.е. их дальность – не менее 40 км. Нет сомнений, что это НУРСы иранских РСЗО «Фаджр-3» (дальность – 43 км) и, возможно, «Фаджр-5» (75 км). Точность таких ракет невелика, но плотность населения в Израиле вполне достаточна, чтобы почти каждый НУРС нашёл свою жертву. Если же целью являются заводы (химический или нефтеперерабатывающий завод, расположенные в Хайфе), то точности НУРСов вполне хватит для их поражения из-за очень большой площади целей. Размещение на севере Израиля американских ЗРК «Пэтриот», конечно, взбодрит население, но не спасёт его от новых атак. НУРСы слишком малы по размерам и слишком просты по конструкции, поэтому «Пэтриот» против них бесполезен. Прямое попадание зенитной ракеты в НУРС практически исключено (слишком он мал), а близкий взрыв ЗУР никакого влияния на НУРС не окажет, в нём просто нечему разрушиться. Следовательно, единственный вариант для израильтян – захватить и удерживать юг Ливана, чтобы отодвинуть места старта «Фаджров» от своей границы.
Во-вторых, демонстрацией присутствия иранского вооружения у «Хезболлаха» является поразительный успех этой партизанской группировки в бою против надводного корабля. Серьёзные повреждения получил корвет «Ханит», самый современный боевой корабль ВМС Израиля, последний в серии из 3 корветов типа «Эйлат» («Саар-5»). Эти корветы, построенные в США в 90-е годы, являются самыми мощными в мире в своём классе, по вооружению не уступая эсминцам. Повредить такой корабль, убив 4 членов экипажа – поистине выдающийся успех. По мировым СМИ ещё бродит достаточно бредовая версия о том, что корвет был поражён неким «беспилотным самолётом» (обсуждать эту версию сложно именно в силу бредовости), однако затем появилась гораздо более осмысленная информация – в «Ханит» попала китайская противокорабельная ракета YJ-2 (она же – С-802). Такие ракеты Китай в последние годы в больших количествах поставлял в Иран. Поэтому их появлению у «Хезболлаха» удивляться не надо. Конечно, «настоящая» ПКР у партизан – вещь необычная, но ведь она невелика по размерам (длина – около 6,5 м) и весу (845 кг, из которых 165 приходится на боевую часть), так что доставить её в Ливан было совсем не сложно.
Эпизод с «Ханитом» должен вызвать в Израиле большой скандал. С-802 – обычная дозвуковая ПКР, никаких особых технологических изысков в ней нет. Корветы типа «Эйлат» имеют аж 3 средства борьбы с такими ракетами – ЗРК «Барак» (не менее 32 ЗУР, готовых к старту, время реакции – 6 с), артустановки «Вулкан-Фаланкс» (одна) и «Си Вулкан» (две). Никто, однако, даже не попытался сбить ракету. Оказывается, соответствующие РЛС на корвете вообще не работали, никто не ожидал, что у противника может оказаться ПКР. Надо заметить, что «не ожидал» - не оправдание для командира корабля, выполняющего боевое задание. Кроме того, появляется масса вопросов к хвалёной «Моссад»: почему же она не имела информации о том, какое оружие один из главных врагов Израиля поставляет другому из его главных врагов? Наконец, есть ещё один повод для скандала: С-802 представляет собой синтез советских, французских и… израильских технологий. Израиль давно заигрывает с Китаем, продавая ему очень современное оружие. Вот бумеранг и вернулся, желание подзаработать обернулось реальной катастрофой.
Куда пойдёт эта странная война, сегодня очень сложно понять. Конечно, Израиль может занять юг Ливана или даже весь Ливан. И получить безнадёжную партизанскую войну, которая очень быстро приведёт к вышеупомянутому выбору из двух вариантов: геноцид или капитуляция. С одного раза можно угадать, какой вариант будет выбран, тем более что израильтяне один раз уже ушли из Ливана, предав своих союзников в этой стране. Кстати, им и это припомнят. Скорее всего, безвыходная ситуация для евреев сложится уже в ближайшие дни: количество трупов растёт (причём с обеих сторон гибнут в основном мирные жители), а пленные не освобождены, и добиться их освобождения невозможно.
Арабские страны в войну не вмешаются. Страх перед военной мощью Израиля слишком силён, к тому же значительная часть арабских режимов не имеет ни малейшего желания подыгрывать Ирану, чуждому им в национальном (персы) и конфессиональном (шииты) плане. Однако Израилю от этого не легче, может быть, даже наоборот. Нанеси арабы удар – войну можно было бы, как в 40-70-е, превратить в отечественную, да заодно и разгромить противника. Но они такой радости евреям не доставят.
Можно, конечно, напасть самим, тем более что ведь действительно за «Хезболлахом» стоят Иран и Сирия. Разумеется, израильско-американская коалиция разгромит армии этих двух стран достаточно быстро и с не очень большими потерями (хотя заметно большими, чем во время активной фазы иракской войны в марте-апреле 2003 г.). Но даже их временную оккупацию осуществить не удастся, для этого у Израиля и США не хватит людей. В итоге в Иране и Сирии станет как в Ираке, только гораздо хуже. С-802, конечно, не будет, а вот «Фаджров» хватит надолго. Американцы, в конце концов, могут просто уйти, а израильтянам уходить некуда. Они попали в цугцванг.