Ругать власть неправильно, говорят нам. Надо делать конструктивные предложения. Если власти правильно объяснить, она задумается и всё сделает хорошо. Презумпция благонамеренности психологически понятна, но, увы, не имеет отношения к сегодняшним российским реалиям. Более того, любые конструктивные предложения, если они случайно принимаются властью, извращаются настолько, что начинаешь всерьёз жалеть о том, что их делал.
Мы опубликовали «Оборонные тезисы» 2,5 года назад. Они оказали некоторое влияние на военное строительство в РФ. Поэтому мы начинаем жалеть, что выпустили их в свет. Потому что все наши меры предлагались для НОВОЙ армии, а не для НЫНЕШНЕЙ, это принципиально.
Например, «Оборонные тезисы» предлагают срок службы по призыву в 1 год. И вот, пожалуйста, с 2008 г. будет один год. И объясни теперь, что мы не то имели в виду. Мы подразумевали, что в течение этого года призывник будет заниматься именно боевой подготовкой 7 дней в неделю по 12 часов в сутки, что произойдёт разделение боевых и обслуживающих специальностей. Что в частях появится профессиональный младший командный состав. Но ведь ничего этого не сделано и не планируется. Система боевой подготовки остаётся прежней, при которой даже за 2 года призывник очень мало чему успевает научиться. Если же он служит 1 год, то его даже не начнут ничему учить, он будет бесплатной рабсилой. В таких условиях призыв действительно утрачивает всякий смысл. Ведь смысл этот в том, чтобы ВС имели достаточно большой подготовленный резерв. Если нет подготовки, нет и резерва.
В начале апреля в интервью официозу Минобороны, газете «Красная Звезда» генерал-полковник Юрий Соловьёв, командующий войсками Командования Специального Назначения (это странное название носит сегодня Московский округ ПВО) сказал следующее: «К сожалению, обеспечение ГСМ с конца 90-х осталось на прежнем уровне – ежегодно получаем всего лишь четверть от самой минимальной потребности». А ведь военный бюджет в пересчёте на доллары с 1999 г. вырос в 4 раза! Вот очередное подтверждение того, что нынешний военный бюджет – средство для отмыва денег, а боевая подготовка – бессмысленный пережиток прошлого. Понятно, что в данном конкретном случае речь идёт не о призывниках, а о боевых лётчиках, но принцип одинаков для всех. В итоге, годичный призыв будет иметь только одну положительную сторону – призывники будут вдвое меньше мучиться, чем сейчас.
Сделав призыв окончательно бессмысленным, власть, однако, хочет его активизировать. В итоге из Общественной палаты, мучительно ищущей смысл существования, изошла замечательная инициатива (пока, правда, не принятая) – поражать в правах тех, кто не отслужил в армии. В первую очередь – в плане занятия государственных должностей. Более того, данный принцип, вроде бы, должен иметь обратную силу.
Само по себе это абсолютно правильно. Если человек не хочет защищать Родину, то и управлять ею он не должен. Но тут, опять же, возникает ряд моментов, делающих абсурдной и эту инициативу в её нынешнем виде.
Для начала интересно получается с обратной силой. В первый момент данное предложение хочется поддержать двумя руками, ведь если его принять, в отставку немедленно должны уйти, в частности, президент, премьер-министр, его заместители, включая министра обороны. Никто из них в армии не служил. Однако потом радость проходит. Ведь получается, что большая часть граждан РФ мужского пола, имеющих высшее образование, не могут занимать госдолжности, поскольку, кроме короткого периода в середине 80-х, студентов у нас не призывали. И сейчас их не призывают, т.е., даже если обойтись без обратной силы, то надо либо отменять отсрочку для студентов, либо не принимать в ВУЗ не отслуживших, либо формировать власть из женщин и выпускников ПТУ.
Понятно, что никакой обратной силы никакой закон иметь не может, а поражение в правах имеет смысл лишь в том случае, если призывают всех, включая студентов. В «Оборонных тезисах» имелось в виду именно это. Применительно к НОВОЙ армии. Призывать в нынешнюю, как уже было сказано, теперь становится бессмысленно, а уж студентов – вообще убийственно.
Применительно к нынешней армии вышеупомянутый принцип «Если человек не хочет защищать Родину, то и управлять ею он не должен», увы, не действует. Родина может требовать отдачи долга, если сама готова отдать свой долг защитнику. В частности, избавить солдата от дедовщины и безобразных бытовых условий, офицера – от неприлично низкого денежного довольствия (в смысле, надо не отнять и это, а повысить его в разы), всех военнослужащих – от полного бесправия. Пока это не сделано, пусть сами члены Общественной палаты и идут служить.
Наконец, ещё одно положение из «Оборонных тезисов» как бы реализуется – создание территориальных командований. Мы подразумевали, что это должно обеспечить разделение административных и оперативных функций, ликвидировать изжившую себя систему военных округов. Переход от округов к командованиям в последние годы произошёл во многих армиях, включая, например, белорусскую, лучшую армию в СНГ.
Казалось бы, «лёд тронулся» и у нас. Начальник Генштаба Ю. Балуевский заявил о создании в ВС РФ трёх территориальных командований, причём точно тех, что мы предлагали – «Запад», «Юг», «Восток». Однако радоваться рано. Оказывается, командования будут, но и округа останутся, причём сохранят функции руководства войсками. В итоге вместо оптимизации системы управления и сокращения командных структур случится полная потеря управляемости и раздувание командных структур. Более того, ситуация будет складываться таким образом, что в командования уйдут не лучшие, а худшие офицеры. Наконец, при строительстве новых КП командований будет отмыто огромное количество денег. А ведь и КП округов сохранятся!
Конструктивные предложения имеют смысл в том случае, если власть заботится об интересах страны. В противном случае лучше подождать другой власти.