На днях вице-премьер правительства Алексей Гордеев заявил, что уйдет в отставку, если правительство не обратит внимания на кризис в сельскохозяйственной отрасли, связанный с перепроизводством зерна. Гордеев сказал: "если я ошибаюсь или мои предложения не находят понимания, если мне не хватает профессиональных качеств, чтобы отстоять свою позицию, я действительно готов уйти в отставку". После этого премьер Касьянов поручил Минсельхозу разработать и представить в правительство программу стабилизации цен на зерно, а сегодня правительство приняло решение провести закупочные интервенции на рынке продовольственной пшеницы и ржи. Пока правда на эти цели готовы потратить лишь 6 млрд. рублей.
На протяжении всей новейшей истории России только и было разговоров, доколь великая аграрная держава будет закупать зерно за границей. Ужель так сложно наладить производство зерна. И вот, уже второй год подряд на голову правительства сваливается новая беда - высокий урожай зерновых. В прошлом году правительство вынуждено было проводить активную скупку зерновых, что оказало поддержку производителям и позволило пополнить госзапазы, истощенные в предыдущие годы. В этом году ситуация еще более осложнилась. Так на 1 июля текущего года переходящий остаток составил 12 млн. тонн зерна из урожая прошлого года, и скупать новый - просто не для чего.
Между тем пока собрано только две трети урожая, а цены уже упали ниже себестоимости производства зерна. Сельхозпроизводители отказываются его продавать, несмотря на необходимость расплачиваться за кредиты на горюче-смазочные материалы и удобрения, взятые под урожай. А ведь впереди еще осенние полевые работы и посев озимых, а на них тоже нужны деньги.
Сегодня действия правительства направлены в основном на контроль макроэкономических показателей и военную реформу. Не случайно в бюджете-2003 при росте расходов более чем на 10% относительно бюджета-2002 финансирование реального сектора сокращается. Основные расходы у нас идут на армию, внешний долг, снижение инфляции и многое другое. Все это, конечно, правильно, но и о поддержке реальной экономики забывать нельзя.
Ведь в большинстве западных стран прекрасно осознают социальное и экономическое значение аграрного сектора. Там только прямые дотации составляют многие десятки миллиардов долларов. На Западе фермеру гарантирована минимальная закупочная цена на основные сельхозпродукты. При чем часть закупок зерна осуществляются государством для перепродажи (sic!) его странам Бедного Юга. Как говориться, и нам хорошо и вам тоже, и на внутреннем рынке фермеры довольны, и поборниками социальной справедливости себя покажем. С этой целью там ежегодно закупается до половины урожая пшеницы, кукурузы и сои. Да и свой рынок они защищать умеют — только появляется в Европе наше зерно, как тут же вводят запретительные пошлины. У нас же на все сельское хозяйство в этом году запланировано менее 700 млн. долларов, а в бюджете 2003 и того меньше – всего 630 млн.
Если цена на зерно не повысится, то производители, которые брали кредиты горючим, удобрениями не смогут выполнить своих обязательств. Поэтому государство, безусловно, должно вмешаться в эту ситуацию, иначе большинство производителей начнут сокращать посевы зерновых.
Каковыми же должны быть меры по поддержке российских производителей зерна? Их можно подразделить на стратегические и текущие. К текущим мерам относится необходимая интервенция государства с целью стабилизации рынка зерновых. При чем эта интервенция не должна ограничиваться 6 млрд. рублей, а должна составить не менее 15 млрд. Только так можно установить справедливую цену на зерно при которой его производство станет рентабельным. К стратегическим можно отнести назревшую необходимость наращивания объемов вывоза российского зерна за рубеж.
Почему же сейчас сельхозники практически лишены возможности экспортировать свое зерно? Во-первых, потому что не на чем. За десять лет, прошедшие с развала СССР, отечественный фонд сухогрузов стремительно сокращался, и в связи с этим масштабный рост экспорта стал сегодня технически невозможным. И, во-вторых, Россия, которая после развала СССР и вплоть до 1999 года зерно практически не экспортировала, потеряла основные рынки сбыта своей сельскохозяйственной продукции. Чтобы вновь сделать страну мировой житницей, каковой она являлась в царские времена, необходимо проводить активную политику поддержки сельхозников, снижая экспортные тарифы и наращивая возможности по транспортировке зерна.
Остается надеется, что на ожидаемом в сентябре заседании правительства, посвященного развитию рынка зерновых в ближайшие десять лет, будет принята действенная государственная программа развития аграрно-промышленного комплекса. А русские крестьяне не будут обливаться слезами при виде мешков с зерном, которые девать некуда. Почему бы, например, не последовать западному примеру и не поставлять излишки нашего зерна развивающимся странам? И ведь повод подходящий – на конференции в Йоханнесбурге именно эти вопросы являются ключевыми.