Парламент Чечни отклонил проект бюджета, ранее согласованный министерством финансов республики с основными парламентскими комитетами. Депутаты требуют, чтобы финансирование Чечни из Москвы было увеличено в несколько раз, а ее бюджет составил 120 млрд. рублей вместо нынешних 19 млрд. Требования депутатов поддержал премьер-министр республики Рамзан Кадыров.
Если оставить в стороне ставшую традиционной констатацию очередной попытки шантажа федеральных властей со стороны Грозного, у происходящего имеются две стороны – этическая и, если угодно, технологическая. По обеим Рамзан Кадыров впервые в своей политической биографии очень крупно подставился. У Кремля есть прекрасная возможность чуточку унять не в меру ретивого "хозяина Чечни".
Этическая сторона проста. Если в Грозном столь нагло требуют денег, фактически предлагая распечатать специально для Чечни стабилизационный фонд, уместно задать несколько вопросов. Например: это, может быть, хранитель Стабфонда Алексей Кудрин недавно швырял стодолларовые купюры под ноги экс-премьеру Чечни Сергею Абрамову, исполнявшему лезгинку на банкете по случаю собственного увольнения? Или, скажем, Герман Греф требовал откаты по 30-50 процентов при выплате компенсаций за разрушенное в ходе военных действий в Чечне жилье? Как минимум, не слишком к лицу упрекать федеральный центр в недостаточном внимании к делу восстановления Чечни, при таком демонстративном презрении к населению собственной республики и таком отношении к собственным деньгам, которые можно было бы вложить в чеченскую экономику. Брошенных под ноги Абрамову долларов хватило бы, например, чтобы открыть в Грозном пару мини-пекарен.
Тут, естественно, можно возразить, что заглядывать в чужой карман нехорошо, а чеченскому премьеру Всевышний судья. Справедливо. Но есть и еще кое-что. Из Грозного уже несколько лет слышны бесконечные разговоры, что в Чечне была война и что теперь Москва должна Чечню восстанавливать. Это верно, но лишь отчасти, поскольку такими речами чеченская политическая элита, по сути, пытается воспитывать у населения республики комплекс жертвы, которой все кругом должны. С таким комплексом восстановить республику невозможно. Между тем руководители республики, по меньшей мере, несут часть ответственности за то, что происходило на ее территории на протяжении последних пятнадцати лет. Это, кстати, не Борис Ельцин и не Владимир Путин вывели из сельхозоборота треть чеченских плодородных земель, лучших на Северном Кавказе, залив их нефтью из самопальных бензиновых заводиков. Не говоря уже обо всех остальных прелестях чеченской жизни между Хасавюртом и рейдом Басаева в Дагестан. Сваливать все на Москву (а именно это предполагают нынешние требования Грозного), как говаривал Евгений Максимович Примаков, контрпродуктивно.
Что же касается технологической стороны, то давно уже пора перестать делать скидки на возраст некоторых "компетентных руководителей". Рамзан Кадыров – не юноша, и раз уж он, будучи премьером, требует увеличить бюджет Чечни до 120 млрд. рублей, мы все вправе предположить, что у него есть проработанная программа для таких расходов. Куда тратить, сколько тратить, экономическое обоснование инвестиций, сроки окупаемости, отчетность, кто персонально отвечает за освоение средств. Причем программа должна быть уже сейчас – на дворе март месяц, а Чечня живет без бюджета. Поэтому стоит немедленно пригласить Рамзана Кадырова на заседание федерального правительства в Москву - в рамках недавней инициативы премьер-министра Михаила Фрадкова по совместной работе правительства с представителями регионов – и предложить ему представить программу расходования этих самых 120 млрд. В рамках доклада, Кадырову, конечно, придется объяснить Алексею Кудрину, почему именно на Чечню должны тратиться средства Стабилизационного фонда. Если у Кадырова это получится – ей-богу, можно было бы и деньги выделить. Пытаться провести такую программу через российское правительство (даже если предположить невозможное – что сама программа существует) – дело бесперспективное. За это не то что бюджетные 120 млрд., за это Нобелевку по экономике можно дать.
К сожалению, приглашение Рамзана Кадырова на заседание правительства не произойдет. Грозненским властям успешно удается навязать Москве то мнение, что Чечня – регион совершенно особый и подходить к нему с общими мерками никак нельзя. Так что дело опять закончится теневым торгом в администрации президента и все затихнет – до следующей попытки шантажа.