Весной 1984 года, после выборов в Верховный совет СССР одиннадцатого созыва (как оказалось позднее – последних в истории СССР безальтернативных выборов парламента) влиятельная французская газета вышла с аршинным заголовком: «Сенсация! Коммунисты в СССР победили на выборах и остаются у власти!» Хорошая шутка, правда? Итоги первого в истории России «единого выборного дня» (вчера выбирали законодательные собрания в восьми регионах) заставляют вспомнить ту шутку. Действительно, сенсация, черт подери – «Единая Россия» одержала сверхубедительную победу во всех регионах и продолжает оставаться ведущей политической силой страны.
Больше всего избирателей отдали голоса «Единой России» в Ханты-Мансийском автономном округе, где на выборах депутатов окружной думы партия набрала 56,20% голосов. На втором месте ЛДПР (10,38%), на третьем – КПРФ (9,16%).
В Нижнем Новгороде у «Единой России» - 44%, у КПРФ и Российской партии пенсионеров – по 17%, у ЛДПР – 6%. В Оренбургской области «Единая Россия» набрала 40,44% голосов, у ближайшего преследователя, КПРФ - 16,6%, а у ЛДПР - 8,27%. Пятипроцентный барьер также преодолели Аграрная партия – 6,42% и «Патриоты России» – 5,36% голосов избирателей. «Единая Россия» победила также в Калининградской (35,61%), Курской (37,36%) и Кировской (28,52%) областях, а также в республиках Адыгея (33%) и Алтай (более 27%). Также кандидаты от «Единой России» победили на довыборах в Госдуму в Брянске и Медведковском округе Москвы (называть этих кандидатов по именам не будем – какая, в сущности, разница?).
К «Единой России» уже не первый год можно применить множество определений, начинающихся словами «единственная в России партия, которая…» - более того, теперь можно говорить и короче, просто: «Единственная в России партия». Во всех регионах второе место получила существующая по умолчанию КПРФ, которой (опыт кампании по выборам в Мосгордуму это показал вполне убедительно) для гарантированного второго места не нужно делать решительно ничего, даже существовать – все равно проголосуют. Все остальные партии-счастливчики, получившие на выборах проходные проценты – каким бы федеральным ни был бренд (в том числе – и снятая со всех выборов несчастная «Родина»), не более чем локальные проекты местных предпринимателей, по каким-то причинам не пошедших, а скорее – не принятых в «Единую России». Например, в Калининграде одним из основных игроков считалась «Народная партия» - формально та самая, которая года три назад была вполне официальным дублером «Единой России», второй партией власти. Теперь «народников» в Калининграде сняли с выборов – но это не репрессии против партии Геннадия Гудкова или кто там теперь ее возглавляет, а не более чем личные проблемы калининградского медиа-магната Игоря Рудникова, не так давно купившего калининградскую франшизу ненужной центру партии. Это типичный случай, и не стоит искать в Москве причины неожиданного успеха в регионах полузабытых аграриев или вообще несуществующей «Промышленной партии». Это не политика, это бизнес, причем мелкий. Политика же теперь – только в «Единой России» и нигде более. «Единая Россия» соревнуется на выборах сама с собой, противостоит сама себе, побеждает саму себя и самой же себе проигрывает. Сама режет, сама давит, сама помощь подает. Производить больше экскаваторов, чтобы добыть больше руды, чтобы выплавить больше металла, чтобы произвести больше экскаваторов.
Обессмысливание политики таким образом продолжается. Любимый пример сторонников длительного однопартийного доминирования – японские либерал-демократы и шведские социал-демократы - в российских условиях выглядит не слишком корректно. В японской ЛДП фракционная борьба всегда была не менее жесткой, чем у большевиков в двадцатые годы – по частоте смены правительств послевоенная Япония не уступает послевоенной же Италии. Да и контролируемый шведскими социал-демократами парламент все же не походил на резиновую печать, штампующую составляемые королевским двором законопроекты. Андроидальный чиновничий профсоюз не станет полноценной партией от бесконечных заклинаний со ссылками на Швецию и Японию. Право на доминирование нужно доказать и заслужить, и административного бульдозера для этого недостаточно. Без доказательств со стороны «Единой России» ее «триумфальные победы» так и останутся не более чем поводом для шуток в духе старых французских газет.