Как сообщает газета «Ведомости», экс-олигарх Борис Березовский продает все имеющиеся у него бизнес-активы, включая самый известный – издательский дом «Коммерсантъ», приобретенный им в 1999 году. Покупатель – давний друг и партнер Березовского Бадри Патаркацишвили. Президент Олимпийского комитета Грузии, находящийся в международном розыске, инициированном российской Генпрокуратурой.
Собственно, личность покупателя обесценивает всю сенсацию практически до нуля. Продажа «Коммерсанта» Бадри Патаркацишвили – это, скорее, не продажа, а так – перекладывание издательского дома из одного кармана в другой. Что-то похожее случилось несколько месяцев назад с «Газетой.ру», которую ее основной акционер Владислав Бородулин, ушедший, кстати, работать в тот же «Коммерсантъ», продал издательскому дому «Секрет фирмы», при том что в действительности это интернет-издание как принадлежало структурам, близким к Леониду Невзлину, так и осталось в их полном распоряжении. Здесь – такая же история. Вряд ли Бадри Патаркацишвили, сделавшись основным акционером «Коммерсанта», уволит, например, назначенного Березовским гендиректора Демьяна Кудрявцева, ликвидирует «непрофильные активы» (тем более что слухи о закрытии журнала «Власть» циркулируют еще с середины прошлого года) или радикально поменяет редакционную политику, стараясь избавиться от любых напоминаний о том, что когда-то «Коммерсантом» владел одиозный Березовский.
Нет, в «Коммерсанте», скорее всего, ничего не изменится. Какая, в конце концов, разница, кому из членов разбросанной по планете команды Березовского формально принадлежит издательский дом? Но, несмотря на это, продажа «Коммерсанта» - событие для этого издательского дома вполне историческое.
Это была главная газета девяностых, выросшая стараниями Владимира Яковлева и собранной им редакции из, по большому счету, малоприметного еженедельника Союза кооперативов СССР. Славный путь яковлевского «Коммерсанта» описан неоднократно, и останавливаться на нем еще раз, наверное, уже не стоит. Приобретение «Коммерсанта» Березовским, каким бы скандальным оно ни было, по большому счету, не выбивалось из истории газеты тех времен. Если «Коммерсанту» посылал новогодние приветствия Борис Ельцин, если «Коммерсанту» давал свои первые предвыборные интервью Владимир Путин (в начале 2000 года они вышли отдельной книгой «От первого лица», а один из трех ее соавторов, Наталья Тимакова, даже перешла на работу в Кремль, где до сих пор вполне успешно трудится), то почему Березовский не имел права купить этот издательский дом? В конце концов, он сам в 1999 году был той самой властью, к которой был так близок «Коммерсант». Нет, это действительно была очень логичная покупка.
Потом Березовский быть властью перестал, и в истории «Коммерсанта» началась новая эпоха. Пожалуй, самая странная. Продолжая владеть издательским домом, Березовский, кажется, демонстративно давал понять, что в отличие от остальных его медиа-активов «Коммерсантъ» не имеет к нему никакого отношения: какими бы резкими и сумасбродными ни были антипутинские заявления главного акционера газеты, перебравшегося к тому времени в Лондон, на страницах «Коммерсанта» это не находило никакого отражения. Более того – именно в это время главным журналистом «Коммерсанта», его лицом, стал вполне лояльный к действующей власти корреспондент кремлевского пула Андрей Колесников, описывавший поездки и выступления президента вовсе не так, как описал бы их Борис Березовский, если бы тот был журналистом. К концу 2002 года негласное противоречие между собственником и редакцией приобрело даже формальные признаки: если Березовский вдруг хотел обратиться к общественности через принадлежащую ему газету, он покупал в ней рекламную полосу, и под подписанным его именем текстом стояла пометка «на правах рекламы». Издательский дом действительно был независим от своего владельца.
В прошлом году все неожиданно закончилось. Проведя кадровые перестановки в «Коммерсанте», Березовский продемонстрировал, что больше не намерен относиться к издательскому дому только как к бизнесу. В газету пришла идеология, живым воплощением которой стала полоса «Мнения и комментарии», на которой авторы из одного идеологического лагеря, от Юлии Латыниной и Валерия Панюшкина до Никиты Белых и Ирины Хакамады, начали ежедневно объяснять читателю, как следует понимать то или иное событие или явление. Впервые в своей истории «Коммерсантъ» начал обличать вместо того, чтобы информировать. Наблюдатели заговорили о скором закате самого знаменитого газетного бренда постсоветской России.
Именно как организационное оформление этого заката выглядит продажа «Коммерсанта» Березовским своему другу-соратнику. Судьба некогда лучшей газеты страны теперь не интересует Березовского даже формально. А значит, с «Коммерсантом» теперь можно делать все, что заблагорассудится.
И очень скоро мы увидим, что именно.