Едва начавшийся год осыпал автолюбителей новостями. Чему только не успел порадоваться российский автовладелец. И поправки к правилам дорожного движения приняли. И часть машин «условно запретили». И новый ГОСТ анонсировали. Чуть позже принятие поправок отсрочили и частично пересмотрели, а «запрещенные» машины амнистрировали. До ГОСТа еще не добрались, но совсем скоро, как только на ТО прибудут новенькие «десятки», задумаются и о нем. А на днях в Госдуму внесли очередные поправки к КоАПу, увеличивающие штрафы за нарушение ПДД.
Как повелось, решение околодорожных проблем начинают со следствий, а вовсе не с причин. Вот посмотрите на детские кресла. Да, они, безусловно, сохраняют жизнь малыша. Хорошо зафиксированный в них ремнями ребенок с меньшей степенью вероятности пробьет головой лобовое стекло, чем при удержании в материнских руках. И дети сыты, и стекла целы. Но причина, по которой дети покидают насиженное место и отправляются в полет, вовсе не в отсутствии кресел. Это опять пресловутые проезды на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости и несоблюдение дистанции. Мысль о том, что ребенок в «безопасности», только придаст водителям уверенности, но никак не снизит процент вышеупомянутых нарушений.
Далее. Красные указатели поворотов сзади автомобиля, которыми оснащаются некоторые американские и японские модели. Да, наверное, не очень удобно подкатиться вплотную к машине и недоумевать, почему ее хозяин так ритмично нажимает педаль тормоза. А потом, проклиная все на свете, стараться объехать его. Такое часто случается в пробках. Причины возникновения пробок окончательно не изучены, но с большей степенью вероятности они связаны с несоблюдением правил проезда перекрестков и не очень толковыми развязками, чем с красными поворотниками.
Запрещение к эксплуатации машин, оснащенных такими указателями поворотов, вообще расходится с принципом «закон обратной силы не имеет». Самые расторопные инспекторы успели даже пополнить городскую казну, хотя Нургалиев не отдавал распоряжения о новых штрафах. Кто-то из автовладельцев уже раскошелился на установку европейской замены. Кто-то просто платил. Затем власти все же поправились, разрешив эксплуатировать уже ввезенные автомобили, но ввозить их с 1-го января 2007-го не останется желающих. Вроде бы, «и нашим, и вашим». Вот только перепродать уже ввезенные машины станет гораздо сложнее. Тем, кто привык раз в несколько лет менять авто, придется или дарить его, или все же менять указатели, чтобы увеличить продажную стоимость машины.
В некоторых городах уже успели пройти акции протеста с участием «нежелательных автомобилей». Михаил Ефимович прислушался и всех успокоил. А что произойдет после введения нового ГОСТа (весной этого года)?
Возврат к теме «красных фонарей». Т.е. владелец снова стоит перед выбором – менять блоки задних огней (но замена допускается только на моделях, снятых с производства), или банально покупать ТО. Только нет уверенности, что цена на ТО останется прежней. Если раньше вы могли купить ТО, а на придирки инспектора по поводу освещения заднего номерного знака, например, могли сослаться на какое-нибудь ДТП, произошедшее после прохождения ТО. Теперь у работников ГИБДД будет гораздо больше оснований для придирок к водителю. Убедить его в том, что вы установили «незаконные» фонарей просто так или «после ДТП», будет несколько сложнее.
Но и это не самое удручающее. Новый ГОСТ не допустит к эксплуатации и отечественные автомобили, оснащенные, например, двумя огнями для освещения заднего номерного знака место одного. Сложно представить себе демонстрацию с участием всех недовольных. Вероятно, число отщепенцев будет столь велико, что движение во всех крупных городах будет парализовано. Кстати, многие иномарки, принадлежащие чиновникам, тоже оснащены двумя огнями. Вот только вряд ли их владельцы присоединятся к протестующим.
Ну, и на сладкое – увеличение штрафов за нарушение ПДД. В них много полезного, и, безусловно, влияющего на безопасность движения. Например, штраф за нарушение правил поворота налево, направо или разворота предполагается увеличить до трех МРОТ. Неверное расположение транспортного средства на проезжей части, нарушение правил встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу, а также движение по обочине будут карать пятью МРОТ. Движение по тротуарам обойдется автолюбителям в 10 МРОТ. Также предполагается существенное увеличение штрафа за выезд встречную полосу – 20-25 МРОТ. Также станут наказывать за разговор по телефону во время движения без использования «hands free» - 3 МРОТ.
Законодатели предлагают ввести новую статью в КоАП – систематическое нарушение ПДД. Т.е. вернуться к балльной системе. Набрал 10 баллов – 2 года пешком. Вот только бальная система в комплекте с наказанием рублем подразумевает двойное наказание за одно и то же нарушение. Что не совсем соответствует действующему законодательству. Предполагается, что подобные меры смогут внушить страх перед знаками и дорожной разметкой, которые в последнее время игнорируют большинство водителей. Вроде бы начали бороться с причинами.
Но не все так хорошо, как хотелось бы. Законотворцы предлагают снять ответственность с эвакуаторщиков в случае, если те поцарапают машину. Т.е. бросили машину под знаком – накажем кузовным ремонтом. Спасибо, хоть линчевать не обещали.
В своих изысканиях депутаты дошли до прямых противоречий с действующим законодательством – презумпция невиновности новыми поправками в расчет не берется. Документальное подтверждение вины в виде фотографии с номером нарушителя подразумевает дальнейшее отстаивание водителем своей невиновности. Инспектор же не будет вас останавливать, чтобы доказать вину.
Надо заметить, что в поправках в очередной раз закладывается хорошая прибавка к зарплате рядового инспектора. «Перестроение при интенсивном движения, когда все полосы заняты» - от 5 до 10 МРОТ. И это при том, что правила не дают точного определения как «интенсивному движению», так и «занятости полос».
Наряду с «отказом от медицинского освидетельствования», «перестроение при интенсивном движении» может стать излюбленным приемом инспекторов для вымогания взятки. Начисление баллов, которое также будет зависеть от инспектора, приведет к повальному взяточничеству, если система начисления не будет электронной.
Среднее звено Российской Федерации может надеяться только на НАХ. Это не ругательство. Это национальный автомобильный холдинг, в который планируют объединить всех отечественных автопроизводителей. Именно они должны произвести на свет что-то, неспособное к перестроению при интенсивном движении, с желтыми поворотниками и детскими креслами. Только вот успеют ли. До очередных нововведений.
Можно лишь пребывать в недоумении, за что на этот раз боролись законодатели – интересов национального автопрома не отстояли, аварийность не снизили, ситуацию на дорогах в целом не улучшили. А вот в случае принятия всех новшеств, массовых акций протеста не избежать. Рабочее название документа, содержащего текст поправок – «Проект революционного закона», вполне может себя оправдать.