Выглядит все это уже столь серьезно, что умные люди заговорили «о выстреле в Сараево». И действительно, сегодняшние ленты новостей производят впечатление, которое трудно уже описать словосочетанием «карикатурный скандал». Какой к черту скандал, если в Сирии толпа разгромила посольство Дании, а в Ливане так и вовсе сожгла. Если в Сомали разъяренная толпа, которой не удалось пробиться к посольствам европейских стран, напала на отделение полиции, примерно тоже произошло в Афганистане (и там, и там есть жертвы). В Индонезии толпа забросала камнями консульство США, а в Иране почему-то народный гнев обрушился на посольство Австрии. И это, судя по всему, только начало: массовые акции протеста проходят во всех исламских странах, причем с каждым днем все более многолюдные и агрессивные.
При этом премьер-министр Дании уже давно не говорит про датские законы и ценности свободы слова, он уже трижды извинился перед исламским миром и готов извиняться еще и еще. Но – тщетно. Извинения уже никого не могут успокоить, скорее наоборот - исламская толпа почувствовала свою силу и теперь готова развить успех. Причем по мере развития событий расширяется и объект атаки. Это уже не только карикатурист, и уже не только Дания, это уже вся Европа, весь западный мир.
Собственно, перед нами на самом деле тот самый глобализм, только не западный его вариант, а исламский. Когда мы говорим о глобализме, мы часто имеем в виду экономическое и идейное доминирование западного мира и его ценностей. Запад диктует условия, требует распространения своих ценностных ориентиров на весь мир. Механизм тут понятен: чтобы осваивать экономическое и политическое пространство мира, нужна нивелировка, нужно сделать его понятным, предсказуемым и удобным к употреблению. Насаждаемые ценностные модели (демократия, свобода слова, толерантность) – суть технологии приспособления мира для удобства использования.
Однако надо понимать, что это уже не колониальная модель с ее иерархией и прямым подчинением, основанным на силе. Модель глобализма как раз принципиально ориентирована на отсутствие прямой иерархии и прямого насилия, а потому требования культурной нивелировки тут становятся куда более важным элементом. Колониальный механизм господства «разделяй и властвуй» теперь не может работать. Объединяй, снимай границы и различия и властвуй – вот лозунг глобализации. А для этого нужно, чтобы и сами метрополии сняли границы, открылись, сами были отчасти нивелированы мультикультурностью.
Однако в ситуации открытого мира и равных возможностей западный проект естественно оказался в жестком конкурентном поле. Исламский мир, воспользовавшись все теми же глобальными технологиями (в том числе, и телекартинкой – в каком-нибудь Египте на многих домах нет крыши, но почти всегда есть спутниковая антенна), вышел на геополитическое пространство со своим проектом. Если вы считаете, что мы должны уважать ваши ценности и следовать вашим нормам, то почему нам не потребовать от вас того же? Если вы требуете от нас соблюдения демократии, то почему мы не можем требовать от вас соблюдения норм шариата и священного почтения к пророку?
И если вначале проект этот вполне мог реализовываться в рамках западной мультикультурности, то сегодня эти рамки стали уже очевидно тесны.
Ислам переходит в наступление, и, возможно, страшные теракты последних лет - это только артподготовка.