По поводу случившегося в Челябинском танковом училище можно снова сказать о том, как надо сделать.
О том, что в армии должен быть институт профессиональных младших командиров (сержантов и старшин), отслуживших по призыву, доказавших при этом, что они могут не только хорошо служить, но и будут способны учить других. Таких после дополнительного обучения надо отправлять в их прежнюю часть (на их прежний корабль), именно они и должны быть профессионалами-контрактниками, хорошо оплачиваемыми и имеющими широкие перспективы в послеармейской жизни. Кроме того, нам очень не помешает военная полиция.
О том, что в армию ни при каких обстоятельствах нельзя призывать уголовников и лиц, познакомившихся с наркотиками. А также о том, что для человека, не отслужившего в армии (кроме, разумеется, тех, кто был освобождён от неё по медицинским показаниям) должны быть закрыты многие пути в гражданской карьере (в первую очередь – в плане работы в органах власти).
О том, что с нынешней армией ничего сделать нельзя. Её надо создавать с нуля, поскольку в нынешний порочный, стремительно разлагающийся организм ничего здорового влить невозможно. О профессиональных сержантах уже лет 10 говорят все без исключения военные эксперты, практически все действующие офицеры, а в последние годы – и высшее руководство ВС. Что-нибудь делается? Ничего, разумеется.
Не вливают новое вино в старые мехи. Очень показательный случай в плане военной реформы произошёл в конце прошлого года. Начгенштаба Юрий Балуевский высказал первое за все постсоветские годы по-настоящему радикальное и прогрессивное предложение в сфере реформирования органов управления – о замене видов ВС, округов и флотов на целевые и территориальные командования. Предложение немедленно подверглось массированной травле во всех СМИ, глупейшей по содержанию, но совершенно безапелляционной. После этого министр обороны заявил, что никаких командований не будет, подтвердив, таким образом, что нынешняя армия не реформируется. При этом она так быстро разлагается, что необходимость создания новой через пару лет станет общим местом.
Главное в том, что челябинская трагедия в очередной раз показала, какова ситуация на самом деле, вне связи с вышеописанной теорией.
Разумеется, случись такая трагедия в любой западной стране и во многих странах, считающихся развивающимися, министр обороны испарился бы немедленно и навсегда. Он бы написал заявление об отставке, ещё не дослушав доклад о случившемся. Если бы он случайно задержался минут на 5, ему бы помог президент или парламент (в зависимости от формы правления). Но это возможно в системе, когда, во-первых, подобная трагедия является вещью из ряда вон выходящей, во-вторых, когда власть зависит от общества, т.е. от исхода выборов и от судебных решений.
Первоначальная реакция С. Иванова (мне не докладывали, но ничего особенно наверняка нет) была совершенно правильной. Если считать, что синонимами слова «особенное» являются слова «страшное», «чудовищное», то заявление министра кощунственно. Но ведь синонимами слова «особенное» гораздо чаще принято считать слова и выражения «необычное», «беспрецедентное», «из ряда вон выходящее». Совершенно очевидно, что ничего необычного, беспрецедентного, из ряда вон выходящего в Челябинском танковом не произошло. Поэтому и не доложили об этом министру. У нас не только тяжкие телесные от дедовщины получают, как Андрей Сычёв, а гибнут ежедневно. Эка невидаль. И только человек, полностью утративший связь с реальностью, может предположить, что если поменять Иванова на Петрова или провести процесс над челябинскими изуверами в Колонном зале Дома союзов, ситуация в ВС изменится хотя бы на 1%.
Что касается зависимости власти от общества, то это уж совсем смешно. Власть и общество у нас сегодня находятся в параллельных пространствах. Все представители власти зависят исключительно от президента, он их единственный избиратель. Его выбор, при этом, зависит уж никак не от результатов работы чиновника, а исключительно от лояльности президенту. Разве Иванов продемонстрировал нелояльность? Да и по работе какие претензии? Он вполне целенаправленно делает из армии придаток своего родного ведомства. Он по возможности успешно строит систему, в которой контрактники будут выполнять внутренние карательные функции, а призывники, служащие 1 год, станут бесплатной рабсилой и резервуаром для пополнения рядов контрактников. Только отбор будет не положительным, как в случае с профессиональными младшими командирами (см. начало статьи), а отрицательным (контрактниками станут те призывники, которые не имеют на гражданке вообще никаких перспектив в силу своих умственных и психологических качеств).
Совершенно очевидно, что Иванова заказали. Многим людям обидно, что министра обороны назначили запасным преемником (при основном Медведеве). Почему именно его? Разве Грызлов-Миронов-Сечин-И прочая-И прочая менее лояльные или менее питерские? Надо сделать так, чтобы имидж Иванова стал совсем нехорош, тогда его избрание будет сопряжено с большими сложностями. Придётся в совсем уж неприличных масштабах задействовать админресурс, чего делать не хочется из-за навязчивого Запада. Соответственно, такого человека придётся исключить из числа преемников и поискать другого, с имиджем получше.
Путин, видимо, всё это понял правильно. Он же прекрасно видит, что никакой нелояльности Сергей Борисович не продемонстрировал, соратники его просто подсиживают. Почему надо им потакать? Министру велено усилить политико-воспитательную работу в частях, т.е. он может спокойно работать дальше. И это правильно.
Удивляет как раз реакция широкой общественности, смесь юродствования и лицемерия, чем занимаются как борцы с режимом, так и его охранители. Прямо хочется, чтобы президент, как и 2,5 года назад по другому поводу, предложил им прекратить истерику.
Товарищи наверху бьются за право и дальше пилить нефтедоллары. Не вмешивайтесь в этот процесс (а если вмешивайтесь, то не митингами перед МО). Соберите лучше деньги для несчастного пацана, счета уже опубликованы.