У национальных праздников два компонента: экономический и социальный. Про первый все знают. Совмещенная с праздниками закупочная активность граждан связана с некими традициями – новогодними дарами, необходимостью заслужить в 8-й день марта дамскую благосклонность, применением сельхозинвентаря в начале мая и т. п. К тому же после дополнительного выходного человек возвращается к труду с бóльшим запасом сил, но при этом часто вынужден наверстывать пропущенные 8 часов рабочего времени. Оттого от разумно разнесенных во времени праздников не страдают ни работодатели, ни работники: в Европе и Северной Америке их около дюжины. Конечно, все это даты не случайные. Однако не случайно и то, что они равномерно распределены по календарю и что заметная их часть приходится на неблагоприятное время года.
Еще важнее, что с социальной точки зрения праздники представляют собой портрет, точнее, автопортрет нации. Нацию определяют те памятные даты, которые она желает отмечать, те события ее политической и культурной истории, которые она считает необходимым помнить, которым она хочет радоваться. Например, все страны отмечают военные победы, а не поражения, поскольку праздничное воспоминание должно вызывать положительные эмоции (немногие народы страдают историческим мазохизмом). Такое воспоминание-праздник представляет собой циклическое воссоздание национальной истории и, следовательно, культурной идентичности. Поэтому лучшей характеристикой исторического самосознания государства является список отмечаемых им памятных дат. Важна и народная реакция на праздники – они должны быть прочувствованы народом, иначе деятельность государства и общества по поддержанию культурной памяти стоит признать неудовлетворительной.
Применить слово «разумный» по отношению к российскому праздничному ряду пока нельзя. Для доказательства этого хватило бы растянутых январских календ. Напомним азы: принуждение страны к отпуску непродуктивно по экономическим и социальным соображениям. При наличии вдумчивого трудового законодательства те люди, которым желательно взять в январские дни недельный отпуск, и так должны иметь эту возможность, это же относится к тем структурам частного сектора, которым будет выгоднее в это время прикрыть лавочку или перевести работников на неполный рабочий день. Но вся страна не может и не должна брать столь длительный тайм-аут. В западном мире между 24 декабря и 2 января в отпуск уходят многие, но не все – жизнь замедляется, но не встает. Невероятно и то, что в стране, где осень является самым депрессивным временем, между 12-м июня и 1-м января теперь есть только один праздничный день.
Праздники религиозные старше исторических – к тому же они являются событиями наднациональными и связывают Россию со всей христианской цивилизацией. Узаконить все христианские праздники невозможно, но наличие даже одного из них в российском календаре придает ему бóльшую культурно-историческую преемственность. Однако странно видеть, что Рождество является праздничным днем, а Великая Пятница – рабочим. Кажется, посещающие Запад российские государственные мужи уловили, что коммерческий сезон связан с красивым словом «Christmas», но пока не уяснили, какой праздник является для христиан главным.
Основные праздники неправославных религиозных общин России тоже заслуживают общественного признания, хотя не могут претендовать на статус официального выходного. Де-факто такого положения уже достигло Рождество по григорианскому календарю. Напомним также, что некоторые важнейшие праздники иных религий (жертвоприношение Авраама у мусульман и выход из Египта у иудеев) не только восходят к событиям и текстам, священным для христиан, но несут при этом культурную функцию, далеко превосходящую рамки какой бы то ни было одной религии.
Исторические праздники – в чистом виде праздники памяти, поэтому стоит разобраться, какой именно? Не случайно коммунисты заменили старые праздничные ритуалы на свои – им нужно было создать у народа новую историческую память, новую идентичность. Не случайны и неоконченные еще перемены в списке государственных праздников нынешней России. Полагая, что российский праздничный календарь еще будет меняться, попытаемся представить его идеальный вариант – сейчас, на наш взгляд, критериям Праздника отвечают лишь 5 официальных выходных.
С дореволюционного времени сохранился Новый Год (ненадолго отмененный коммунистами), в течение советского периода прочно совместивший черты новогодней разудалости и рождественской семейности. Статус его в России – неполитический и очень высокий (принятие Новым Годом рождественских функций обусловило появление разгульного, всеми любимого, хоть неофициального, Старого Нового года). Рождество, впрочем, тоже вернулось в Россию и, будем надеяться, навсегда. Хочется верить, не за горами появление и выходного, связанного с днем Светлого Христова Воскресения.
Еще три праздника, родившиеся в XIX-XX вв., стали народными. По причинам природным ко двору пришлось 1 Мая. Тот же «биокомпонент» (но не он один!) обусловил популярность 8 Марта. Между прочим, оба эти праздника требуют от граждан действий положительных – вскапывания грядок, покупки цветов и проч. Более того, «вспоминание» о женской роли и женской доле – тоже явление позитивное, особенно в обществе российском, где значение женщины в процессах созидательных непропорционально велико. Мужчине, достойно проведшему 8 Марта, останется всего 364 дня такого же поведения – и Россия с необратимостью процветет так, что всем будет завидно.
Еще более народным стал праздник 9 Мая, вышедший за рамки отмечания конкретной победы (пусть великой) в какой-то войне (пусть самой большой). 9 Мая символизирует единение российского общества перед лицом страшнейших испытаний, воспоминание о великом бедствии и о том, что общество смогло и должно было сделать для избавления от него. Потому День Победы – дата, представляющая нас наиболее точно, русские справляют его в любой точке земного шара. Верно и обратное: отмечающий 9 Мая – наш человек, какого бы он ни был цвета и с каким бы акцентом ни говорил по-русски. Это – главный исторический праздник России, и он давно уже получил в народе наивысший статус.
На этом фоне даже неприятно говорить о праздниках искусственных, память о которых основана на песке, или о тех, что не должны быть частью национальной идентичности здоровой нации. О наконец-то сгинувших ноябрьских выходных, когда мы отмечали приход бандитов к власти над нашими дедами и прадедами, даже говорить не хочется. Не стоит с порога отвергать заменивший их День народного единства. Его судьба пока под вопросом. Вдруг он постепенно станет той датой, в которую русские будут вспоминать, как народ в 1611-12 гг. спас страну в условиях коллапса властных структур, деградации правящего класса и иноземного нашествия, а затем инициировал самый покуда успешный государственный проект в истории России? Этого нельзя сказать о Дне России 12 июня – праздник этот надуманный и к избавлению от коммунизма (вот событие, которое нужно праздновать!) имеющий весьма косвенное отношение.
Омерзительная дата 23 февраля, связанная чуть ли не с самыми позорными событиями в российской политической, да и военной истории, имевшими место в 1918 г. (может, еще и сдачу Москвы полякам отмечать будем?), должна быть заменена на самый славный день в истории русского воинства – 19 ноября, начало Сталинградского контрнаступления. На праздник же основания государства, сходный с американским 4 июля или фрацузским 14-м, может претендовать день Куликовской битвы – не случайно, что он давно вызывает народный энтузиазм. Надеемся, что в будущем будет праздноваться и 19 августа 1991 г. – день психологического крушения коммунистического тоталитаризма. Сейчас об этом, к сожалению, говорить рано. Странно и то, что в отличие от многих народов, Россия не имеет официального культурного праздника – хотя все политические силы согласны с тем, что культура есть главный плод одиннадцативековой российской цивилизации. Вероятно, день рождения Пушкина (6 июня) подойдет в этом качестве лучше всего (тогда в календарном плане он сможет с легкостью заменить День России). Альтернативные даты для такого праздника – лицейская годовщина 19 октября или день памяти св. Кирилла и Мефодия 24 мая.
Хочется, чтобы в новом году расписание российских праздников стало чуть культурнее, слегка поближе к народу и немного разумнее. И желая всем читателем здоровья и счастья, добавим, что десятидневке январского пьянства в календаре не место. Особый смысл Нового Года в российском национальном сознании можно закрепить дополнительным выходным (2 января), и этого вполне достаточно. Потому праздники ценны, что стоят отдельно друг от друга и символизируют разные стороны народного бытия. Незачем сливать их в мутную и неразличимую шеренгу. Взрослые люди не могут жить в мире школьных каникул.
Общая память для народа едва ли не важнее, чем общая земля. Установление нормального праздничного ряда будет шагом на пути к преодолению российского исторического беспамятства и потому важной ступенью к созданию гражданского общества, о котором в последнее время не плакал лишь ленивый. Кстати, чем вам не национальный проект? Сложный, но все-таки выполнимый. И общеполезный.