Обострение международной ситуации вокруг Южной Осетии и ситуацию в самой Южной Осетии комментирует заместитель управляющего директора ИА REGNUM Амиран Лагвилава, только что вернувшийся из Цхинвала.
- Как известно, Совет министров иностранных дел ОБСЕ принял в Любляне декларацию, поддерживающую грузинский план урегулирования проблемы Южной Осетии. Первые официальные комментарии Москвы уже прозвучали: в частности, представитель МИД Михаил Камынин сказал, что это заявление СМИД ОБСЕ никак не повлияет на оценку Россией грузинских предложений по урегулированию конфликта. Как Вы думаете, чем все это закончится?
- Очень хочется надеяться, что процесс вернется в переговорное русло, и как можно быстрее состоится четырехстороннее заседание смешанной контрольной комиссии.
- Можно ли говорить, что Саакашвили получил серьезную поддержку Запада и что Россия по крайней мере на данном этапе потерпела поражение в югоосетинском вопросе, отняла, как утверждают некоторые аналитики, свою руку от Южной Осетии?
- Во первых, Россия ни на что руку и не накладывала. Я не думаю, что Россия потерпела поражение или проиграла. А заявление Камынина подтверждает, что упомянутые аналитики поспешили с выводами. В Южной Осетии основная часть населения - наши соотечественники, и долг родины поддержать их, обеспечить их безопасность. Россия как государство обязано беспокоиться и, я думаю, будет беспокоиться о своих соотечественниках за рубежом и впредь.
- Можно ли говорить о том, что люблянская декларация СМИД ОБСЕ была частью спланированной акции. Западная пресса утверждает, что формальным поводом для нее стал некий факт пленения на территории Южной Осетии нескольких гражданских лиц и сотрудников полиции Грузии. Нет сомнений, что повод этот ничтожен для такого масштабного демарша со стороны международной организации. Что на самом деле стоит, по-Вашему, за возросшей активностью ОБСЕ?
- Я думаю, что формальный повод, о котором пишут западные издания, в частности, мне попалась заметка во Frankfurter Rundschau, - это довольно слабое основание для подобных акций. Там происходит много всего, и с обеих сторон звучат постоянные взаимные обвинения. Не по каждому из этих поводов принимается по декларации СМИД ОБСЕ. Безусловно, существует некий план, и его озвучивал даже сам Саакашвили. И суть его в том, чтобы вытеснить Россию из переговорного процесса.
- На примере истории с парламентскими выборами в Азербайджане мы знаем, что европейские политические структуры, и в первую очередь ОБСЕ, проявляли высокую пиар-активность в деле укрепления представительной демократии в этой стране. То есть фактически провоцировали оранжевый сценарий. Однако главным западным игроком на южнокавказском поле являются все же США, и совсем недавно они ясно дали это понять. Чего сегодня добивается ОБСЕ, поддерживая оранжевого президента Саакашвили? Могут ли Европу всерьез допустить к решению вопроса Южной Осетии?
- Саакашвили не такой уж и оранжевый президент, скорее розовый, это определение мне нравится больше. Что же касается Европы, она пытается взять на себя некую инициативу и показать всему миру свою состоятельность на постсоветском пространстве. Не думаю, что она может добиться чего-либо существенного. Кстати, Словения, страна, которая сама приобрела недавно собственную государственность. Не кажется ли вам, что, исходя из этого, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словении Дмитрий Рупель должен несколько иначе смотреть на ситуацию, нежели Саакашвили? Но когда дело дойдет до принятия каких-либо серьезных решений, а не до деклараций СМИД ОБСЕ, вопрос будут решать США и Россия, без Европы.
- Понимают ли это в Тбилиси?
- Думаю, да. Именно поэтому идет массированный черный пиар в отношении Южной Осетии. Грузинская печать открыто называет действующую власть режимом и заявляет, что этот режим является укрывателем фальшивомонетчиков, грабителей и бандитов. По словам грузинских властей руководство Южной Осетии это лица, которые способны только на воровство, грабежи и похищения людей... Весь этот пиар - для Запада: посмотрите, мол, с кем нам, бедным грузинам, приходится иметь дело. Если помните, примерно то же самое было в отношении Аджарии: сначала мощнейший антипиар Абашидзе, а потом просто двинули войска.
- А какая сейчас ситуация в Южной Осетии, вы ведь только что оттуда?
- Внешне жизнь там никак не изменилась, она течет спокойно. Безусловно, общество ждало разъяснений Москвы, которые сегодня, слава Богу, прозвучали.