Итак, как раз тогда, когда все устали ожидать каких-либо перемен во власти и в общем согласились, что перемены, конечно произойдут, но значительно позже, где-то осенью 2006, а то и 2007 года, эти самые перемены произошли. Впрочем, перемены произошли хоть и значительные, но странные, непонятные и уж точно совсем не те, что ожидались.
Если бы сняли Фрадкова и назначили того же Медведева или Иванова, то все бы всё поняли. Если бы Медведева перевели в правительство, а на его место поставили Сечина, например, - тут тоже никаких вопросов бы не возникло: на утро мы бы читали в газетах про усиление чекистов и наступление диктатуры. Но Медведев в качестве первого вице-премьера при Фрадкове-премьере, Иванов в качестве просто вице-премьера (вместе с до сих пор единственным вице-премьером Жуковым) и некто Собянин на месте Медведева (а до кучи еще и отставки двух видных полпредов) - эта комбинация выглядит столь запутанной, что не допускает однозначных толкований в привычной логике.
Разумеется, те, для кого вся политика сводится к считыванию намеков о грядущем преемнике Путина, и нынешнюю перестановку могут понять вполне однозначно. Это Медведев, вышедший из тени и оставивший второй по значимости пост в государстве ради вице-премьерского кресла – намек мог быть и более очевидным, но и этого достаточно. Иванов же назначен вице-премьером для прикрытия (пусть все думают, что и он еще не списан со счетов), что, впрочем, никого ввести в заблуждение не должно. В эту же логику ложится и назначение Собянина – тюменского губернатора, который не только не из Питера, но и совсем не из чекистов, а потому фигура очевидно компромиссная и номинальная, что-то вроде Бордюжи при Ельцине. Реальная же власть переместится в правительство, которым будет рулить первый вице-премьер, преемник и будущий президент Медведев.
Нельзя сказать, что такая интерпретация перестановок совсем никуда не годится, однако сегодня в 2005 году говорить о преемнике рано. Причем это понимают и сами участники игры. В конце концов, судьба преемника 1997 года – Бориса Ефимовича Немцова, так же назначенного вице-премьером, памятна всем, в том числе и Медведеву с Ивановым. А потому куда с большим вниманием стоит отнестись не столько к именам задействованных в перестановке лиц и их президентским перспективам, сколько к идее о переносе центра влияния из администрации президента в правительство.
Ситуация, когда в стране два центра исполнительной власти - администрация президента и правительство – очевидно не совсем нормальная. Да и выстраиваемая вертикаль власти требовала если не упразднить один из этих центров (менять Конституцию – никто не хотел и не хочет), то хотя бы подчинить один другому.
Собственно, попытка такого переподчинения была предпринята аккурат в прошлую «большую рокировку» - тогда была реформирована вся структура правительства (в частности, сокращены до одной все вице-премьерские должности), а один из самых влиятельных на тот момент людей в администрации президента Дмитрий Козак занял должность главы аппарата правительства. Эти изменения должны были сделать правительство по сути дела подразделением администрации президента, которая через главу аппарата могла бы контролировать не только стратегию, но и текущую работу исполнительной власти. Однако не срослось. Правительство стало, может, и более управляемым, но работало, в общем, как прежде: реальная жизнь так обточила административную реформу, что от нее ничего кроме новых названий не осталось. Да и Козак вскоре был отправлен на Кавказ наводить там порядок после Беслана.
Сегодняшняя «большая рокировка» выглядит как вторая попытка наладить систему управления, только уже не через АП – как центр власти, а через правительство, усиленное не только главой АП, но и главой Минобороны. Более того, переход Медведева в правительство дает возможности серьезных изменений в экономической политике. Собственно, при всем влиянии АП на правительство, до сих пор определять экономическую политику в стране ни Медведеву, ни другим видным деятелям этой структуры не удавалось. Теперь же вызревавшая в последний год в администрации президента стратегическая концепция развития экономики может быть реализована непосредственно тем органом, который для реализации предназначен. В первую очередь, речь идет о тех самых «национальных проектах», которыми по своей новой должности и будет заниматься Медведев.
Что же до боковых линий этой рокировки - отставки Кириенко и назначения на его место прокурора Башкортостана Александра Коновалова, а также отставки Пуликовского, место которого займет Камиль Исхаков (мэр Казани и глава одного из самых влиятельных кланов Татарстана), - то это именно боковая линия. Тенденция к умалению статуса полпредов началась давно (собственно, с того момента как на должность полпреда Северо-Западного округа была назначена Валентина Матвиенко с одной лишь целью - стать впоследствии губернатором Санкт-Петербурга), а потому особой важности эти должности больше не имеют. Причем если Пуликовский отставлен на пенсию, то Кириенко, скорее всего, получил предложение куда более интересное, чем давно надоевшая ему должность полпреда в Поволжском округе. Среди возможных должностей осведомленные люди называют «Росатом» (когда-то Кириенко примеривался к «Газпрому», потом к Сбербанку, а теперь вот ему прочат «Росатом»), однако не исключен вариант и куда более интересного развития его карьеры: речь идет о должности мэра города Москва.
В общем, все вроде бы к лучшему. И некоторое политическое оживление нам очевидно не помешает, и смещение власти от АП к правительству может быть благодатным, и экономическую политику давно пора сильно корректировать (а если говорить серьезно, то сегодня нет у нас никакой экономической политики, и любое движение в эту сторону – благо). Однако в этой рокировке есть одно большое «но». При всей потенции к изменениям - это именно рокировка, не затрагивающая по большому счету ни одну из групп влияния. Медведев идет в правительство со своими «национальными проектами», но идет не его главой, а под Фрадкова (чтобы «другая часть» окружения Путина не восприняла этот шаг как радикальное усиление одного из игроков). При этом в правительстве на ключевых должностях остаются Кудрин и Греф, воззрения которых на экономику в корне отличаются от медведевских. Иванов идет в правительство и возглавляет силовой блок, однако ему даже формально не подчиняются ни министр внутренних дел, ни министр по чрезвычайным ситуациям, ни глава ФСБ.
И все бы ничего, в конце концов, сохранение паритета позволяет и дальше жить без лишних эксцессов и кризисов. Однако если и из этой рокировки ничего путного не выйдет, то и так вертящаяся на языке цитата из Крылова (чему способствует и фамилия одного из главных действующих лиц), станет звучать уже как приговор.