Случившаяся в Петербурге в пятницу драка африканских студентов с местной молодежью стала новостью дня. Информационные ленты запестрели сообщениями о «массовом побоище», наиболее цитируемой подробностью инцидента оказалось «использование бейсбольных бит» иностранцами. Сразу возникли аналогии с французскими погромами.
Информация, распространенная о драке в пятницу утром, выглядела крайне противоречивой. «Интерфакс» сообщал, что неизвестные, вооруженные битами, напали на нескольких африканских студентов. РИА «Новости» утверждало, что агрессорами выступили, наоборот, иностранцы: «Группа африканцев шла с бейсбольными битами и била попадавшихся навстречу граждан».
Потом выяснилось, что «русских ребят» после задержания почти сразу отпустили, а вот африканцев оставили в отделении милиции до выяснения обстоятельств, и это тоже указывало на то, что иностранцы виноваты в драке все же больше, чем петербуржцы.
Но разъяснения, поступавшие по ходу дня, особых надежд на верность экзотической версии не оставили. Драка в реальности выглядит не то чтобы массовой, инициаторами ее выступили скорее петербуржцы, чем африканские студенты, а бейсбольные биты оказались просто палками, подобранными участниками прямо на поле брани.
Инцидент между камерунцами, кенийцами и петербуржцами произошел около 6 утра в пятницу в центре Петербурга, на Обводном канале. Трое африканских студентов, возвращаясь из ночного клуба, встретили у круглосуточного магазина двух молодых людей «славянской внешности». Словесная перепалка переросла в драку; когда петербуржцы стали бить одного из африканцев, его друзья вызвали подмогу – позвонили по мобильнику соотечественникам, которые остались в ночном клубе. Те быстро присоединились к потасовке.
Говорят, что в ней участвовали чуть ли не по 10 человек с каждой стороны. Но в уголовном деле, возбужденном прокуратурой Адмиралтейского района Петербурга по статье хулиганство, пока фигурируют двое россиян и пятеро африканцев. Иностранные студенты были распущены по домам к исходу пятницы и занялись медицинским освидетельствованием побоев, полученных в ходе драки. С переломом руки в травмпункте побывал один из петербуржцев. Все дают показания и проходят по делу как свидетели – обвиняемых пока нет.
Инцидент наделал весьма много шума: на месте происшестия и в Адмиралтейском РУВД побывали начальники ГУВД и прокуратуры, а также сотрудники специальной службы милиции и УБОПа. По итогам первичного разбирательства ответственные лица призвали не дуть на воду и не путать банальную бытовую драку, которых каждый день происходят тысячи, с политической акцией. В свою очередь, один из руководителей общественной организации «Африканское единство» в Петербурге Дезире Дефо также предположил, что потасовка могла быть спровоцирована просто повышенным тоном разговора с обеих сторон. И заверил, что сотрудники правоохранительных органов общались с задержанными вполне корректно, а городская прокуратура обещала тщательно исследовать все версии произошедшего.
В общем, как в Европе опять не получилось, получилось как всегда. Обычное хулиганство с ксенофобским подтекстом, к которому в Петербурге стали привыкать. Участившиеся драки с африканскими и азиатскими студентами, списываемые на чистую «бытовуху», заставляют некоторых задуматься о переименовании «криминальной столицы» в «столицу ксенофобии», но не вызывают массового ажиотажа (кроме как в среде самих иностранных студентов). Впрочем, это как раз зря; если реальный безидеологичный «бытовой» криминалитет ни в какую политику никогда не перерастет, то хулиганство с ксенофобским подтекстом может спровоцировать любую историю.