Парламентские выборы в Азербайджане состоялись. Явка избирателей составила почти 47 процентов, в некоторых районах перевалив за 60. Первые официальные результаты выборов будут обнародованы к вечеру понедельника. Но уже сейчас можно сказать, что голосование прошло без особых инцидентов и абсолютным фаворитом является проправительственная партия "Ени Азербайджан". Оппозиция заявила, что оспорит результаты выборов, ибо, по ее данным, имели место серьезные массовые фальсификации, однако добавила, что берет паузу и к дальнейшим действиям перейдет лишь 8 ноября.
Главные из международных наблюдателей - американские политологи - уже заявили о своем полном согласии с тем, как были проведены азербайджанские выборы. "Было много тревог, связанных с выборами в Азербайджане, однако эти тревоги оказались неоправданными, - заявил журналистам в Баку авторитетный американский политолог Ариэль Коэн. - Азербайджан - это также модель для шиитско-мусульманского общества, это пример для выборов в Ираке и Иране".
Можно с уверенностью утверждать, что Коэн, озвучивающий позицию вашингтонской администрации, и на этот раз говорил не только от собственного имени. Американцы, рассматривающие азербайджанские выборы не столько как внутреннее дело этой страны, сколько как важнейшее геополитическое событие, имееющее значение для всего южнокавказского региона, не зря упомянули Ирак и Иран. Кроме мессаджа руководителям этих государств, сформулированного с простодушной заокеанской прямотой, Соединенные Штаты намекнули, что намерены опираться на Азербайджан как на страну наиболее светскую, наиболее западноориентированную и наиболее стабильную в этом регионе. Последние события в республике, связанные с беспрецедентной подковерной активностью оппозиции, дали возможность азербайджанскому руководству продемонстрировать, что оно полностью контролирует ситуацию. И американцы окончательно отказались от сделанной было ставки на оппозицию.
Тот же Ариэль Коэн посвятил оппозиции и демократии несколько слов. "Пока еще рано обобщать вопрос о фальсификациях, - сказал он. - Я сегодня в качестве наблюдателя был как в бедных районах, так и в богатых, заметил всего лишь одно нарушение, о котором сообщил. На любых выборах бывают сбои и накладки. Вопрос только в том, насколько это меняет окончательные результаты выборов", - заключил Коэн. По его словам, в рамках Конституции оппозиция имеет право на протест. "Вопрос только в том, будет ли этот протест использоваться как реальный ответ на реальные события, или просто станет новым этапом политического противостояния", - подчеркнул он.
Если несколько месяцев назад американские госчиновники позволяли себе такой тон по отношению к правящему режиму, что было тревожным сигналом подготовки в Азербайджане оранжевого переворота, то сегодня этот тон, обращенный к оппозиции, не оставляет сомнений в новой позиции Вашингтона.
"Азербайджан совершил скачок к демократии. Мы считаем, что выборы были прозрачными", - заявил другой наблюдатель из США, профессор университета Вебстера Джон Ишияма.
Официальные лидеры оппозиции Иса Гамбар и Али Керимли высказываются о прошедшем голосовании совсем иначе: "Выборы, как мы и прогнозировали, прошли недемократично. Мы были правы, что назначали митинг на 8 ноября. Мы начнем мирную борьбу за отмену результатов выборов", - говорит Керимли. "Блок "Азадлыг" во имя защиты голосов и воли народа продолжит свою мирную конституционную борьбу", - вторит, как эхо, Иса Гамбар.
Оппозиция, конечно, старается сохранить лицо, и ее легко понять. Лишенная поддержки во власти и за океаном, она осталась одна и хорошо понимает, что отказ от непримиримой риторики будет означать ее политическую смерть. И оппозиция старается сохранить себе жизнь, осторожно говоря о конституционной борьбе, методами которой она до сей поры пренебрегала, устраивая несанкционированные митинги вместо санкционированных, дабы нарочно нарваться на неприятности и соткать из воздуха революционную ситуацию.
Излишнее революционное рвение, проявленное оппозицией, в конце концов ее и погубило: в Вашингтоне рассудили, что мудрено договориваться с неуправляемыми, презирающими всякие законы и простые формальности лидерами. Ведь на карту поставлено бесперебойное функционирование нефтяной трубы, требующее такой же бесперебойной стабильности. Когда же после серии отставок финансовых спонсоров оппозиции, ее лидеры бросились врассыпную и стали уверять, что знать друг друга не знают, ни о какой серьезной альтернативе режиму Ильхама Алиева никто из серьезных людей больше не говорил. А из этого автоматически следовало, что азербайджанский народ сможет делать свой свободный политический выбор: разнообразные наблюдатели вкупе с европейскими политическими структурами с этим выбором согласятся.
Собственно, ни один из лидеров оппозиции в глубине души и не рассчитывал, что удастся взять хотя бы десять процентов - при самых удачных, самых свободных выборах. Расчет был только на то, чтобы, обвинив власть в массовых фальсификациях, опереться на поддержку Вашингтона и Брюсселя и устроить заранее запланированную на 8 ноября бузу. Реальные результаты, полученные шестого ноября, никого из них не волновали, волновал только результат, который возникнет двумя днями позже. Но сегодня уже ясно, что ничего не возникнет и восьмого. Вашингтон вышел из игры, и вслед за ним ретировался Брюссель. Опираться предстоит на пустоту. "Ау", - отчаянно кричит оппозиция. Но никто уже не отзывается.