Одной из версий событий в Нальчике оказалась «авиационная». Газета «Известия» посвятила этой версии большой материал. Суть версии в том, что нападение на Нальчик – отвлекающее мероприятие, а главной целью был захват аэропорта, где базируется звено военно-транспортных самолётов. Боевики, якобы, предполагали захватить один такой самолёт, загрузить в него полтонны взрывчатки и полететь на Москву с целью повторения 11 сентября. Особая «фишка» в том, что самолёт, принадлежащий ВВС РФ, имеет на борту ответчик «свой-чужой», что, якобы, делает его неуязвимым от действий сил ПВО.
Если предположить, что эта версия правдива, можно только порадоваться – главари боевиков полностью утратили адекватность. Система «свой-чужой» является «страховым полисом» от ПВО в одном случае – если о миссии боевиков ничего не известно, самолёт летит в Москву «легально», правильно отвечает на все запросы наземных служб, а потом, долетев до столицы, вдруг что-нибудь таранит. Очевидно, это возможно, только если боевиками завербованы пилоты, а также весь наземный персонал аэродрома. На такой вариант никто, вроде бы, не намекает, речь, наоборот, идёт о силовом захвате аэродрома и самолёта на нём, после чего, разумеется, говорить о тайне не приходится. Очень много будет шума, да и времени тоже уйдёт немало даже при самом благоприятном для противника стечении обстоятельств.
Допустим, боевики захватили самолёт, не повредив его. Не очень понятно, откуда они собирались брать пилота, но, допустим, он у них есть. Допустим, они решили проблему заправки захваченного самолёта. Но сразу после взлёта самолёт, не отвечающий на запросы с земли, оказывается под контролем военных диспетчеров с авиабазы в Моздоке и гражданских из Кавминвод, далее – везде. Диспетчеры у нас пока работают, это подтверждается самим фактом активного воздушного движения над Россией. Система «свой-чужой» будет уже ни при чём, самолёт будет отслеживаться в течение всего полёта. После того, как он повернёт на север, станут очевидны его цели. Не приходится сомневаться, что даже при нашем нынешнем бардаке реакция будет достаточно быстрой, особенно учитывая тот факт, что летящий в Москву самолёт будет прямой угрозой для органов власти. Себя они точно защитят.
По всей европейской части РФ будет объявлена команда «ковёр», означающая, что все борта, кроме литерных и выполняющих боевое задание, должны в течение 15 минут сесть на ближайший аэродром. После этого захваченный самолёт, коему до Москвы от Нальчика лететь не меньше 2 часов, останется в небе один.
На пути его следования лежат аэродромы, на которых дислоцируются 10 истребительных авиаполков (включая 3 в Тверской области, откуда до южного Подмосковья лететь минут 20). Хотя бы по паре истребителей, способных взлететь, в них точно найдётся. Остальное – буквально «дело техники», учитывая 3-кратную разницу в скорости полёта (в такой ситуации на форсаж топлива не пожалеют) и то, что для пушки и ракеты «воздух-воздух» с инфракрасной системой наведения (и то, и другое имеет каждый истребитель) никакой системы «свой-чужой» не существует в принципе. Кроме того, на пути самолёта встретится зенитно-ракетный полк ЗРС С-300П под Воронежем, а затем несколько аналогичных зрп в Подмосковье. Для зенитчиков система «свой-чужой» создаст больше проблем, чем для лётчиков, но они отнюдь не являются неразрешимыми. Достаточно того, что цель будет иметь приоритет вышестоящего командного пункта (а это гарантировано) и никакой ответчик не поможет.
Таким образом, вся версия – полный бред, непонятно только, кто бредит – боевики или журналисты. К сожалению, всё отнюдь не так хорошо.
Как ни странно, явный успех федеральных сил вызывает тревогу. Сейчас уже достаточно очевидно, что боевики были почти исключительно местными, при этом совсем неопытными. Неопытность привела к провалу, но радоваться нечему. Исламский терроризм по-настоящему расползается по Кавказу.
Кавказские проблемы 90-х годов были почти исключительно этническими. На первый взгляд, это казалось ужасным, но, на самом деле, в условиях очень пёстрого в национальном отношении Кавказа, это давало возможность Москве использовать политику «разделяй и властвуй», даже если такого намерения изначально не было. За исключением специфического чеченского случая (чеченцы всегда были особым случаем), все остальные народы Кавказа, даже родственные чеченцам ингуши, рассматривали Москву в качестве последней инстанции, способной решить их проблемы. И уж ни кабардинцам, ни лакцам, ни карачаевцам в голову не приходило поддерживать «борьбу чеченского народа за независимость». С какой стати они должны были её поддерживать?
Сегодня идея «независимой Ичкерии» живёт исключительно в больном воображении отечественных и западных «правозащитников». В самой Чечне она не волнует никого, почти все её выжившие бывшие сторонники заняты созданием «гуляй-поля» под российским триколором с клятвами в вечной верности Кремлю. Против нас воюют теперь под исламскими, ваххабитскими лозунгами. Лозунгами надэтничными, т.е. интегрирующими, а не разделяющими. Объединяющими чеченцев, ингушей, кабардинцев, балкарцев, а также все народы Дагестана против России. Я уже писал про это в июле с.г., после лондонских взрывов, не буду повторяться.
И не надо рассказывать марксистские сказки про нищету как причину терроризма. То-то саудовцы нищие. Ваххабиты из дагестанских селений Кара-Махи и Чабан-Махи (разгромлены федеральными силами и местным ополчением осенью 1999 г.) жили гораздо лучше окружающих соотечественников. Людей бесит не нищета, а безысходность, порождаемая коррумпированностью власти. Если власть только ворует, не предлагая совсем ничего взамен, кавказцы начинают искать альтернативный проект, дающий не столько материальное благополучие, сколько смысл существования. Да тут ещё и жители остальной России активнейшим образом показывают всем кавказцам без разбора, что соотечественниками их не считают. Поэтому можно вложить в Кавказ много денег и построить там много предприятий. Не поможет.
Стране нужна объединяющая идеология, которая воспринимается всерьёз как населением, так и властью. Нужна некоррумпированная власть от Кремля до Кара-Махи. После этого предприятия приложатся сами собой.