Город Томск, в начале ХХ века по собственной воле лишивший себя статуса столицы Сибири (местные купцы дали большую взятку для того, чтобы громыхающий и чадящий Транссиб прошёл мимо города, через маленький полустанок, который сегодня стал Новосибирском), в последние годы обрёл статус одного из оплотов российского либерализма с сильным «яблочным» уклоном. Апофеозом стали выборы в Госдуму 1999 г., когда результат «Яблока» в Томской области (в первую очередь – за счёт города, где проживает почти половина избирателей региона) был лучшим в стране для этой партии (13,84%). И в декабре 2003 г. результаты выборов в области несколько отличались от общероссийских в смысле более высокого результата либералов. Среди партий и блоков первое место заняла «Единая Россия» (34,04%), второе – ЛДПР (13,8%), третье – КПРФ (12,61%). Кроме того, 5%-ный барьер в области преодолели блок «Родина» (6,21%), «Яблоко» (6,02%, 7-й показатель по России), блок РПП-ПСС (5,41%) и СПС (5,22%, 12-й результат по стране).
В прошедшее воскресенье в Томске состоялись выборы в Гордуму. Впервые из 36 депутатов 18 избирались по партспискам при 7%-ном барьере. Выборы дали сенсацию. Впервые в российской истории их выиграла Партия пенсионеров, набравшая 19,42% голосов. «Единая Россия» получила 17,85%, КПРФ – 9,95%, «Яблоко» и СПС – 8,57%, ЛДПР – 7,77%, другие партии и блоки в Гордуму не прошли, в т.ч. «Родина», получившая менее 2%. Против всех проголосовало 14,67% избирателей. Всего (с учётом выборов в 2-мандатных округах) Партия пенсионеров получила 7 мест, «Единая Россия» - 6, КПРФ – 3, СПС с «Яблоком» и ЛДПР – по 2. 16 мест заняли независимые кандидаты. Явка составила 30,77%.
Количество студентов на душу населения в области самая высокая в стране, в первую очередь, разумеется, опять же за счёт Томска. Город любит называть себя «Сибирскими Афинами», поэтому все партии тщательно «пасли» студентов. Это делали и либералы (среди студентов здесь достаточно сильны настроения не просто либеральные, но, часто, либертарианские), и «Единая Россия», и «запавшая» в последнее время на молодёжь КПРФ, и, конечно, ЛДПР. Молодёжь, как обычно, в гробу видела всех, она традиционно не пришла голосовать, оставив свои настроения при себе. Видимо, циничные студенты не увидели ни малейшей связи между своими проблемами и партийными лозунгами. Как всегда, голосовать пришли, в основном, пенсионеры.
До сих пор эта категория избирателей делила свои голоса между КПРФ и текущей партией власти, в крупных либеральных городах часть их голосов уходила «Яблоку» и, в меньшей степени, СПС и его предшественникам. Побившись головой обо все эти стенки, пенсионеры выяснили, что ни одна из этих партий не выражает ничьих интересов, кроме интересов своих функционеров.
Между тем, к выборам в Госдуму 1999 г. Кремль в прикладных целях (утопление КПРФ) сделал Партию пенсионеров, которую возглавил тюменский предприниматель Сергей Атрошенко. Партия набрала 1,95% в 99-м и (в блоке с Партией социальной справедливости) 3,09% в 2003-м. Поскольку на этих выборах КПРФ потерпела тяжёлое поражение, Кремль решил, что «пенсионеры» свою задачу выполнили, и пустил ситуацию в ней на самотёк. В итоге в январе 2004-го партию возглавил тоже отнюдь не пенсионный, но гораздо более независимый человек Валерий Гартунг – гендиректор Челябинского кузнечно-прессового завода, депутат Госдумы трёх созывов от 186-го округа (Челябинская область). После этого партия начала добиваться неожиданных успехов на региональных выборах, существенно увеличивая свои результаты по сравнению с думскими выборами и явно претендуя на преодоление 7%-ного барьера на выборах 2007 г. В мае этого года она заняла второе место на выборах в Магаданскую облдуму, незначительно отстав от «Единой России». При этом в самом Магадане она заняла первое место. И вот, наконец, Томск.
Кремль уже давно встревожился. В феврале Гартунг был изгнан из думской фракции «Единая Россия», а недавно была предпринята попытка сместить его с поста лидера партии, вернув испытанного временем Атрошенко. Однако руководство партии заявляет, что это уже бесполезно, слишком велик авторитет Гартунга.
История эта весьма занятна. Во-первых, она показывает, что любой PR-проект вполне может выйти из-под контроля создателей. Во-вторых, что гораздо важнее, в обществе зреет понимание того, что ни одна из «старых» партий не имеет к интересам общества ни малейшего отношения. Наши пенсионеры традиционно наиболее электорально активны, и именно поэтому неожиданную силу стала набирать партия, заявившая, что она представляет их корпоративные интересы. Естественно, что городские пенсионеры оказались более «продвинутыми», чем сельские.
Вполне вероятно, что Партия пенсионеров по различного рода причинам ничего не сможет сделать для своих избирателей. Возможно, её просто удушат, сегодня это дело нехитрое. Тем не менее, её опыт очень поучителен. Административный ресурс можно победить единственным способом – предъявив избирателю конкретную программу, направленную на решение их конкретных проблем. Этого никак не может понять наша разномастная оппозиция, по инерции впаривающая людям никому не нужные «-измы», за которыми нет ничего, кроме желания партийных функционеров занять хорошие кресла. Ни социализм, ни демократию на хлеб не намажешь, всё это – средства, а не цели. А отсутствие цели и сохранение кресла как самоцель – это жанр «Единой России», которая в нём всегда будет сильнейшей.