Объединение с Казахстаном должно было бы стать важнейшей внешнеполитической целью России, настолько много в этом экономических, геополитических и военных выгод. Казахстан – единственная страна СНГ, объединение с которой является для России несомненным благом. За объединение с Белоруссией говорят в основном аргументы этнокультурного характера, больше ни с кем в СНГ объединяться явно не надо (если только не рассматривать рискованный вариант отрывания кусков территории у Украины и Грузии). К сожалению, нынешние разговоры о российско-казахском объединении почти наверняка относятся к области PR. Тем не менее, если есть хоть какая-то вероятность реализации проекта в жизнь, можно обсудить некоторые практически его аспекты.
Вполне очевидно, что не избежать параллелей с белорусским случаем. Давно понятно, что батька Лукашенко, начиная «объединительный процесс», решал задачу-минимум: жить за счёт России (в первую очередь имеются в виду эксклюзивные цены на энергоносители). Задачей-максимум был приход к власти в объединённом государстве. Только на таких условиях батька готов был объединяться. Задача-максимум, на самом деле, была невыполнима даже во времена Ельцина, про нынешнюю ситуацию и говорить нечего. Поэтому сегодня «объединение» уже даже почти не имитируется. По-видимому, про него можно забыть, скорее всего – навсегда.
Нурсултан Назарбаев – единственный лидер в СНГ, который достаточно успешно провёл в стране то, что принято называть авторитарной модернизацией. По многим экономическим показателям его страна лидирует в СНГ, по ряду параметров казахская экономика является самой либеральной в Содружестве при вполне авторитарной форме правления. К тому же Казахстан является экспортёром энергоносителей. Поэтому, как совершенно справедливо отмечает Андрей Грозин, никаких оснований объединяться с нами Назарбаев не имел и до сих пор демонстрировал очень высокую степень независимости от РФ. К приведённым Грозиным примерам можно добавить недавнюю договорённость Астаны с Пекином о строительстве железной дороги, альтернативной Транссибу, которая должна пойти с Дальнего Востока в Европу в обход России.
Причина для объединения у Назарбаева может быть только одна – страх перед революцией, хроническая болезнь всех авторитарных режимов. И она может пересилить все минусы. Если у Нурсултана Абишевича появится желание объединиться, то Москва обязана согласиться, но только с учётом печального белорусского опыта.
Органы власти «союзного государства» России и Белоруссии предполагалось формировать по такой вопиюще неравноправной схеме, что можно было только удивляться – какой враг России до всего этого додумался? Уже тогда стало ясно, что не может быть равноправного союза слона и моськи, «равноправие» естественным образом оборачивается диктатом моськи над слоном. Россия может объединяться с соседями только одним способом – путём поглощения по варианту объединения ФРГ и ГДР. Т.е. все органы власти поглощаемой страны ликвидируются, она прекращает своё существование как субъект международного права, а её административные единицы становятся дополнительными субъектами Российской Федерации.
Безусловно, Казахстан весомей Белоруссии – в 1,5 раза по населению (15 млн. против 10), более чем в 2 раза по числу административных единиц (14 областей против 6), почти вдвое по ВВП. В отличие от белорусского случая, Россия могла бы позаимствовать у Казахстана часть его экономического законодательства. Тем не менее, никакой вариант «равноправного союза» с сохранением формальной независимости сторон не может даже рассматриваться. Совершенно очевидно, что он будет расторгнут Астаной, как только Назарбаев или его преемник решат, что революционная опасность миновала. В результате России будет нанесён сильнейший экономический, политический и репутационный ущерб. Для Москвы допустим только вариант поглощения. Кстати, даже и при таком варианте влияние казахских регионов внутри России будет достаточно заметным (около 10% избирателей на выборах в Госдуму, почти 15% депутатов в Совете Федерации). Более того, России, видимо, действительно не мешало бы позаимствовать у Казахстана кое-что в экономической области, что несколько сгладит для этой страны эффект поглощения.
Совершенно очевидно, что Назарбаев пойдёт на такой вариант, если будет чувствовать серьёзную опасность и если Россия при объединении предоставит ему юридическую неприкосновенность. Как её оформить – сложный вопрос. Возможно, придётся ввести под Нурсултана Абишевича пост вице-президента и дать ему его пожизненно, независимо от того, кто является президентом РФ.
Под такой вариант Путин получит право не только на третий, но и на четвёртый срок. Для меня было бы большим праздником, если бы Владимир Владимирович испарился куда-нибудь прямо сегодня (можно считать, что таким способом я поздравил его с днём рождения). Тем не менее, путины приходят и уходят, а Россия, будем надеяться, всё же остаётся. Поглотить Казахстан для неё будет очень полезно, настолько полезно, что можно даже потерпеть Путина.