Московские инспекторы ГИБДД рекомендовали автолюбителям не выключать ближний свет во время движения с октября до конца зимы, не зависимо от времени суток. Соответствующих законодательных актов пока не принято, тем более что подобные предложения уже вносились на рассмотрение депутатов ранее. Свет, несущий жизнь – примерно так можно сформулировать новую концепцию.
Может быть, со второй попытки удастся принять данное нововведение. Во многих странах Европы (в основном скандинавских) это уже давно стало нормой. Включенные осветительные приборы, как говорит статистика, существенно сокращают число ДТП. Таким образом, эффективность самого метода можно считать доказанной. Если обратиться к обыкновенной логике – автомобиль с включенными фарами привлекает больше внимания, следовательно, не заметить его гораздо сложнее.
Остается только доработать поправки в ПДД и КоАП и… Безжалостно штрафовать водителей. И виноваты в этом будут сами водители, а не власть, разработавшая очередную схему пополнения бюджета. Отечественные автолюбители, особенно владельцы сильно подержанных машин, стараются всячески экономить на содержании железного коня – глушат машины в пробках для экономии бензина, не включают фары до тех пор, пока совсем не стемнеет (ведь осветительные приборы дают дополнительную нагрузку на генератор и увеличивают расход топлива) и т.п. Если поискать, можно найти множество советов, как сэкономить 100 грамм горючего и создать десяток аварийных ситуаций. Сознание советского водителя, внезапно оказавшегося в окружении демократических принципов, органически не сможет принять данное расточительство, которое так или иначе призвано сохранить жизнь этого самого водителя.
И борьба инспекторов ГИБДД с выключенными фарами будет напоминать войну с непристегнутыми ремнями безопасности. Несколько лет назад те, кто обычно не пристегивается, накидывали ремень, проезжая мимо поста тогда еще ГАИ, а затем благополучно возвращали его на место. Теперь, видимо, будут включать фары, проезжая мимо инспектора.
Хотя ситуация с ремнями сейчас несколько изменилась – большинство владельцев (особенно это касается обладателей новых машин) стали пристегиваться. Надо заметить, что эти самые владельцы и сейчас часто ездят с включенными фарами. Так что с одной частью граждан все более или менее понятно. Они будут включать. А что же делать с “эконом-классом”?
Водитель уже давно перестал считать себя виноватым в чем-либо. Даже езду по “встречке” в беседе с инспектором автовладельцы объясняют десятками причин, каждая из которых если не способствует удвоению ВВП, то, как минимум, обеспечит завтрашний восход солнца.
Порядок штрафов уже озвучен, 50-100 руб. По сравнению с другими странами – мизер. И этот мизер не сможет привить культуру вождения. Попадаться будут редко, самые бережливые высчитают отношение экономии бензина и штрафа. Если сумма штрафов за месяц превысит стоимость сэкономленного бензина, то будут соблюдать. А если не превысит? Или если старая привычка одержит верх?
В таком случае можно попробовать косвенно ужесточить ответственность. Например, при ДТП, где вина раньше считалась обоюдной, трактовать ситуацию в пользу водителя с включенными фарами. Такая мера в первое время может оказаться непопулярной, но со временем должна проникнуть в сознание самых зашоренных водителей.
Правда, со стороны автоинспекции тоже потребуются структурные изменения. У народа должно исчезнуть определение “инспектор всегда найдет к чему придраться”. Примеров тому множество: начиная от “грязной машины”, заканчивая отсутствием бинта в аптечке.
Инспектор никогда не станет “другом” водителя. В это не верят даже самые отъявленные оптимисты. Но если инспектор станет хорошим начальником, то есть шансы на какой-то порядок. Начальник, который хвалит за хорошее выполнение обязанностей и наказывает за плохое. Сейчас инспектор – исключительно карающий орган, но никак не поощряющий.
В конце концов, водители привязаны к ежегодной оплате страхового полиса. Что мешает отметки о нарушениях “светового режима” учитывать при расчете стоимости полиса? Попался водитель 10 раз без света в течение года (или сезона) – стоимость полиса увеличивается на x процентов. Вполне логично – раз он ездит без фар, значит вероятность ДТП увеличивается. В таком случае скупой точно заплатит дважды. Если в следующем году водитель одумается и станет старательно освещать свой путь не только во мгле – стоимость полиса вернется к базовой величине.